Работа тормозов. Компрессоры 24 нагнетают сжатый воздух через змеевик, маслоотделитель 23 и обратный клапан 25 в главный резервуар. Из главного резервуара по магистрали сжатый воздух поступает к крану машиниста 15 и далее в тормозную магистраль.

При управлении из головной кабины краны двойной тяги в этой кабине должны быть открыты, а в задней кабине закрыты. Воздухораспределитель 34 заряжает запасные резервуары 40 из тормозной магистрали, давление в которой поддерживается краном машиниста 15 при поездном положении ручки крана. В это время тормозные цилиндры 33 через воздухораспределители сообщены с атмосферой. Управление тормозами может быть электрическое и пневматическое. При пневматическом управлении давление в тормозной магистрали понижается краном машиниста 15, при этом воздухораспределитель 34 приходит в действие, разобщает тормозные цилиндры с атмосферой и сообщает их с запасным резервуаром. Давление в тормозных цилиндрах повышается пропорционально понижению давления в тормозной магистрали.

Основным видом торможения для электропоезда является электропневматическое. Для электрического управления тормозами применен вентиль перекрыши 10, электровоздухораспределитель 35 (под вагоном), тормозной переключатель, блок реле и электрические цепи. С целью повышения безопасности движения в кабине установлен электропневматический клапан автостопа 42, соединенный с напорной и тормозной магистралями. Для сигнализации о неотпуске тормозов на трубопроводах тормозных цилиндров установлены сигнализаторы 32. На тормозной магистрали установлены стоп-краны 30, позволяющие произвести остановку поезда в случае экстренного торможения.

На моторных вагонах для обеспечения сжатым воздухом электрических аппаратов имеется резервуар 48 (объем 55 л), который питается от напорной магистрали через редуктор 49.

Для подъема токоприемника при отсутствии сжатого воздуха в напорной магистрали установлен вспомогательный компрессор 54, автоматическое выключение которого осуществляется регулятором давления. В случае отправления моторных вагонов в составе поезда с локомотивной тягой трехходовой кран 47 необходимо переключить так, чтобы питание запасных резервуаров производилось из тормозной магистрали.

В зависимости от положения ручки крана машиниста в тормозной системе электропоезда будут происходить следующие процессы:

  • Зарядка. При положении 1 ручки крана машиниста воздух из главного резервуара поступает в тормозную магистраль и через воздухораспределитель 34 в запасные резервуары и одновременно в электровоздухораспределитель 35. После зарядки тормоза до установленного давления ручку крана машиниста переводят в поездное положение ПА, при котором катушки обоих вентилей электровоздухораспределителя 35 обесточены.
  • Подготовка к торможению. При постановке ручки крана машиниста в положение II замыкаются контакты проводов 49 и 43 и возбуждаются катушки отпускных вентилей (провода 47 и 43). То же происходит при нахождении ручки крана в III положении (перекрыше).
  • Полное служебное торможение. При постановке ручки крапа машиниста в положение IV замыкаются также контакты проводов 47 и 43, в результате чего возбуждаются катушки тормозных вентилей. Загораются лампы на пульте и возбуждается вентиль перекрыши 10. Сжатый воздух из запасного резервуара поступает через электровоздухораспределитель в тормозной цилиндр. Несмотря на разрядку уравнительного резервуара 12 (объем 12 л) через калиброванное отверстие диаметром 1,8 мм в кране машиниста 15, уравнительный поршень крана не поднимается, так как вентиль 10 через отверстие диаметром 3 мм сообщает напорную магистраль с уравнительным резервуаром. Благодаря этому падения давления воздуха в тормозной магистрали не происходит. Наполнение тормозных цилиндров до 3,5 ат при полном служебном торможении происходит в течение 3—3,5 сек с момента поворота ручки крана машиниста в положение IV. Если в процессе торможения напряжение в цепи электропневматического тормоза почему-либо исчезает, срабатывает блокировочное реле. Вентиль 10 обесточивается и прекращает питание уравнительного резервуара, вследствие чего понижается давление в тормозной магистрали, т. е. имеет место автоматический переход на пневматическое торможение.
  • Ступенчатое торможение. Ступенчатое торможение достигается кратковременным переводом ручки крана машиниста из поездного положения в положение служебного торможения и обратно в положение II. При этом происходят те же процессы, что и при полном торможении. Величина ступени торможения зависит от времени нахождения ручки крана машиниста в положении IV. При переводе ручки крана машиниста из положения IV в положение II напряжение с катушек тормозных вентилей снимается, а катушки отпускных вентилей находятся под напряжением. Во время перекрыши после ступени торможения, т. е. когда ручка крана машиниста находится в поездном положении, тормозная магистраль через редуктор наполняется до давления уравнительного резервуара и одновременно происходит подзарядка запасных резервуаров до этого давления. Утечки из тормозных цилиндров пополняются автоматически электровоздухораспределителем 35.
  • Ступенчатый отпуск. Чтобы отпустить тормоза ступенями, ручку крана машиниста переводят на некоторое время из поездного положения II в положениеIIА. При этом катушки отпускных вентилей обесточиваются и воздух из рабочей камеры электровоздухораспределителя 35 через отверстие диаметром 2 мм выходит в атмосферу. Одновременно воздух из тормозного цилиндра через выпускной клапан электровоздухораспределителя также выходит в атмосферу. Величина ступени отпуска зависит от времени нахождения ручки крана машиниста в положении IIА. Количество ступеней отпуска, необходимое для остановки поезда, машинист определяет по скорости поезда.
  • Полный отпуск. Для полного отпуска ручку крана машиниста переводят в положение I и затем в положение IIА. При этом катушки отпускных вентилей обесточиваются, рабочая камера каждого электровоздухораспределителя сообщается с атмосферой через отверстия диаметром 2 мм в отпускном вентиле. Тормозные цилиндры соединяются с атмосферой через выпускной клапан электровоздухораспределителя. Отпуск тормозов по всему поезду происходит одновременно независимо от его длины за время 3,5—4 сек.
  • Экстренное торможение. При экстренном торможении ручку крана машиниста переводят в положение V. Процессы торможения протекают так же, как и при служебном торможении. Разница заключается в том, что при экстренном торможении происходит разрядка тормозной магистрали.

При неисправности электрической цепи электропневматического тормоза необходимо в головной кабине выключить тормозной переключатель и перейти на пневматическое управление.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.