Быстродействующий контактор защиты КМБ-3 (рис. 82) служит для защиты силовой цепи тяговых двигателей от токов к.з., возникающих в генераторном режиме (при электрическом торможении). Его применяют на электропоезде ЭР2Р.

Контактор смонтирован на двух изоляционных стойках 1 из текстолита. Он снабжен двумя подвижными и двумя неподвижными главными контактами, дугогасительной системой, двумя отключающими пружинами и блокировочным устройством.

Магнитопровод имеет две магнитные цепи, расположенные во взаимно перпендикулярных плоскостях. Вертикальная магнитная цепь включает в себя сварное ярмо 1 (рис. 83), рычаг 7 якоря, набранный из отдельных листов электротехнической стали, два рабочих воздушных зазора и два сердечника 3 с включающими катушками 4. Горизонтальная магнитная цепь включает в себя якорь 8, два сердечника 3 с включающими катушками 4, ярмо и магнитный шунт 5 с размагничивающей катушкой 6.

Отдельные элементы магнитопровода, составляющие вертикальную и горизонтальную магнитные цепи, являются общими. Подвижные главные контакты установлены на дюралюминиевых рычагах, закрепленных на оси. Они последовательно соединены гибким медным шунтом. Неподвижные главные контакты представляют собой латунные кронштейны, на которых монтируют систему магнитного дутья, состоящую из дугогасительных катушек со стальными сердечниками и полюсов.

Дугогасительные катушки включены последовательно в силовую цепь тяговых двигателей. Дугогасительные камеры плоскощелевые (из асбоцементных панелей) или лабиринто-щелевые (из пресс-массы). Между стенками камеры монтируют литой латунный дугогасительный рог подвижного контакта.

Рис. 82. Быстродействующий контактор защиты КМБ-3:

Рис. 82. Быстродействующий контактор защиты КМБ-3: 1 — изоляционная стойка; 2 — дугогасительная камера; 3 — кронштейн неподвижного контакта; 4 — изоляционный стержень; 5 — пружина; 6 — включающая катушка; 7 — магнитный шунт; 8 — магнитопровод; 9 — блокировочное устройство

Рис. 83. Магнитопровод быстродействующего контактора защиты:

Рис. 83. Магнитопровод быстродействующего контактора защиты: 1 — сварное ярмо; 2 — шихтованное ярмо; 3 — сердечник; 4 — включающие катушки; 5 —магнитный шунт; 6 — размагничивающая катушка; 7 —рычаг якоря; 8 — якорь

Включение быстродействующего контактора (БК) происходит при замыкании цеди включающих катушек, которые в момент включения соединены параллельно (рис. 84, а), и магнитный поток замыкается через рабочие воздушные зазоры вертикальной магнитной цепи. Возникшие силы притягивают якорь привода к сердечнику, и рычаг якоря, поворачиваясь, толкает изоляционный стержень, обеспечивающий замыкание контактов. Как только якорь плотно притянется к сердечникам, происходит переключение включающих катушек на последовательное соединение (рис. 84, б). Теперь ослабленный магнитный поток замыкается в горизонтальной магнитной цепи, но его достаточно для .удержания якоря в притянутом состоянии.

Рис. 84. Электромагнитная схема быстродействующего контактора защиты:

Рис. 84. Электромагнитная схема быстродействующего контактора защиты: а — при включении; б — во включенном состоянии; в — при отключении; 1 — размагничивающая катушка; 2 — сердечник; 3, 4 — включающие катушки; 5 — магнитная система; 6 —  якорь; 7 — резистор

Выключение БК происходит автоматически при к.з. в силовой цепи тяговых двигателей. В этом случае в магнитном шунте с размагничивающей катушкой происходит увеличение магнитного потока, который, замыкаясь по якорю, ослабляет магнитный поток удерживающих катушек в том месте, где якорь притягивается к сердечнику (рис. 84, в), в результате чего две мощные пружины отрывают якорь от магнитопровода, силовые контакты размыкаются. При нарастании тока к. з. создается сильное магнитное поле, под воздействием которого электрическая дуга, возникшая между контактами, направляется в щель дугогасительной камеры, растягивается и гаснет.

Технические данные контактора КМБ-3

Номинальное напряжение, кВ................................... 3
Номинальный ток, А........................................... 180
Раствор силовых контактов, мм................................ 8—12
Нажатие силовых контактов Н (кгс)............................ 45(4,5)
Напряжение цепи управления, В................................ 110
Число витков включающей катушки.............................. 1140
Сопротивление катушки при 20°С, Ом........................... 6
Число катушек:
Включающих................................................... 2
размагничивающих............................................. 1
Суммарный воздушный зазор магнитного шунта, мм............... 2,4±0,5
Ток уставки, А............................................... 550±25
Собственное время срабатывания, с............................ 0,008

Ток уставки регулируют изменением тока в цепи включающей катушки переменным резистором или изменением длины магнитного шунта (регулированием воздушного зазора).

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.