Электропоезда постоянного тока предназначены для перевозки пассажиров на линиях пригородного сообщения, электрифицированных на постоянном токе с номинальным напряжением 3000 В.

В 1926 г. в СССР было открыто, движение поездов на электрической тяге. В 1929 г. началось движение электропоездов т пригородном участке Москва— Мытищи протяженностью 18 км с напряжением в контактной сети 1500 В. Дальнейшая электрификация пригородных зон Москвы, Ленинграда, Киева и других городов в то время производилась также на постоянном токе напряжением 1500 В.

Первоначально отечественная промышленность поставляла электросекции постоянного тока Св и Сд. В 1946 г. было освоено производство трехвагонных секций Ср (Пг + М + Пг) на напряжение 1500 и 3000 В, а в 1952 г. начат выпуск трехвагонных секций Ср3 на напряжение только 3000 В. В дальнейшем в связи с необходимостью повышения скоростей пригородного сообщения началась разработка новых электропоездов. Так, в 1957 г. появился первый серийный электропоезд ЭР1, сформированный из 10 вагонов (двух головных, пяти моторных и трех промежуточных прицепных) и рассчитанный на напряжение 3000 В постоянного тока.

В это время Советский Союз уже занимал первое место в мире не только по темпам электрификации железных дорог, но и по протяженности линий, переведенных на электрическую тягу. Были электрифицированы такие направления, как Москва — Новосибирск, Москва — Тбилиси, велась электрификация магистрали Москва — Львов — Чоп.

В 1962 г. был начат выпуск электропоездов ЭР2 (рис. 1). С 1974 г. Рижский вагоностроительный завод производит электропоезда ЭР2 с измененной лобовой частью головного вагона (рис. 2).

Рис. 1. Общий вид электропоезда ЭР2

Рис. 1. Общий вид электропоезда ЭР2

Рис. 2. Общий вид электропоезда ЭР2 с измененным головным вагоном

Рис. 2. Общий вид электропоезда ЭР2 с измененным головным вагоном

В результате многолетних теоретических и экспериментальных исследований в нашей стране для электропоездов постоянного тока была разработана оригинальная система рекуперативно-реостатного торможения. Впервые эта система нашла воплощение в электропоездах ЭР6 и ЭР10. В 1964 г. началось производство электропоездов ЭР22; в 1972 г. было выпущено два электропоезда ЭР22М, а в 1975 г. — два электропоезда ЭР22В.

Использование полупроводниковой техники позволило усовершенствовать системы электрической тяги и торможения электропоездов. Построено несколько опытных электропоездов ЭР2И и ЭР12 с тиристорно-импульсным управлением режимами пуска и торможения, создан электропоезд ЭР200, конструкционная скорость которого 200 км/ч.

С 1982 г. выпускаются электропоезда ЭР2Р с рекуперативным торможением (при эксплуатации электропоезда ЭР2Р сокращается тормозной путь и создается дополнительно экономия электроэнергии). Электропоезд ЭР2Р (рис. 3) построен на базе электропоездов ЭР2 и ЭР22В.

Рис. 3. Общий вид электропоезда ЭР2Р

Рис. 3. Общий вид электропоезда ЭР2Р

Для обслуживания участков с высокими и низкими платформами в вагонах электропоездов ЭР2 и ЭР2Р предусмотрен комбинированный выход. В салонах электропоездов предусмотрены полумягкие сиденья, принудительная вентиляция, калориферно-печное отопление.

К началу 1984 г. протяженность электрифицированных железных дорог составила 46,8 тыс. км, из них на постоянном токе — 26 тыс. км, остальные 20,8 тыс. км электрифицированы на переменном токе.

Необходимо отметить, что электрификация железных дорог — это важный фактор технического прогресса не только транспорта, но и всего народного хозяйства страны. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 —1990 годы и на период до 2000 года, утвержденных на XXVII съезде КПСС, отмечается, что за пятилетку 1986 —1990 гг. должно быть электрифицировано 8 тыс. км железнодорожных линий. Одновременно будет совершенствоваться и подвижной состав. С учетом того, что в последние годы в пригородных поездах перевозят более 3 млрд, пассажиров в год, в перспективе намечена организация производства пригородных электропоездов на базе вагонов длиной 21,5 м с двумя дверями шириной по 1250 мм вместо 980 мм на эксплуатируемых вагонах.

На базе таких вагонов идет подготовка к выпуску пригородных поездов ЭР30 с рекуперативным торможением и импульсным регулированием. В настоящее время для использования электрооборудования, отработанного для электропоездов ЭР22В, выпускаются электропоезда ЭР2Р с вагонами длиной 19,6 м, а в дальнейшем с этим оборудованием планируется выпускать электропоезда ЭР24 с длиной вагона 21,5 м.

Удлинение вагонов, а также увеличение их числа в составе электропоезда будет способствовать увеличению провозной способности, что так необходимо особенно на Московском узле.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.