Перед пуском в эксплуатацию электропоезда, прибывшего с завода после постройки или после заводского ремонта, а также после длительной стоянки (более 15 дней), необходимо произвести осмотр по программе текущего ремонта (ТР-1). Особое внимание следует обратить на крепление деталей, подбор и состояние щеток. При боковых износах и сколах краев щеток независимо от степени износа по высоте их заменяют. Новые щетки следует приработать к коллекторным пластинам при движении электропоезда со скоростью 15 км/ч.

Загрязненный коллектор необходимо протереть спиртом или бензином, грязь и копоть на изоляторах щеткодержателей удалить чистой тряпкой, слегка смоченной бензином. В эксплуатации нельзя допускать поджогов и наплывов на коллекторе, скопления конденсата в нижней части тягового двигателя.

При выдаче из депо электропоезда сопротивление изоляции обмоток тягового двигателя не должно быть ниже 1,2 МОм. Если оно ниже этого значения, необходимо определить место утечки тока и устранить дефект. Если изоляция отсырела, следует произвести ее сушку электрическим током или горячим воздухом. Ток для сушки изоляции должен быть от 120 до 140 А (обмоток якоря и дополнительных полюсов) и от 90 до 100 А (обмотки главных полюсов). Продолжительность сушки определяется сопротивлением изоляции. Нельзя допускать нагрев обмоток якоря и катушек полюсов до температуры выше 120°С. Если их температура достигла 120°С, а сопротивление изоляции ниже нормы, необходимо для дальнейшей сушки уменьшить ток.

Уход за подшипниками тяговых двигателей заключается в правильной их смазке. При недостаточной смазке подшипник может перегреваться, при чрезмерной смазка через лабиринтные уплотнения будет выдавливаться. Попадание грязи внутрь подшипниковой камеры может привести к повреждениям подшипников. Необходимо проверять наличие пробок в смазочных отверстиях.

С целью увеличения срока работы тяговых двигателей локомотивная бригада обязана внимательно следить за контрольными лампами и показаниями приборов на пульте управления. В момент разгона поезда после остановки для высадки и посадки пассажиров машинист не должен допускать срабатывания защиты и отключения тяговых двигателей. Последнее свидетельствует о том, что ток двигателей сильно возрос. Это может привести к недопустимому нагреву обмоток, перекрытию коллекторных пластин и, как следствие, к пробою изоляции, выплавлению петушков.

Такое явление может произойти и в период боксования электропоезда, так как под щетками возникает опасное искрение, которое может привести к круговому огню. Боксование колесных пар может быть причиной ослабления, а иногда и обрыва металлических бандажей якорей, вызвать нарушение целостности изоляции обмотки. В некоторых случаях электрическая дуга перебрасывается на корпус двигателя, вызывая короткое замыкание. Это приводит к повреждению электроаппаратуры моторного вагона. Машинист должен твердо знать и выполнять инструкционные указания по режиму ведения поезда при возникновении боксования, а также не допускать повторных включений токовой защиты, не предусмотренных инструкциями.

При срабатывании токовой защиты на вагонах по прибытии на конечную станцию машинист должен проверить состояние коллекторов тяговых двигателей моторного вагона, на котором срабатывала защита, и при необходимости зачистить их.

Тяговые двигатели требуют особого ухода в зимнее время года. В них попадает снег, изоляция отсыревает и, как следствие, понижается ее электрическая прочность, иногда изоляция пробивается. Ремонтный персонал, машинист и его помощник обязаны следить за состоянием уплотнений всех щелей и отверстий, через которые может попасть снег. Нижние вентиляционные отверстия в остове закрывают заглушками, уплотняют мешковиной жалюзи в кузове электросекции. При резких колебаниях температур после длительного отстоя на коллекторе может образовываться иней, произойти обледенение коллектора. В таких условиях следует осмотреть коллекторы тяговых двигателей. Для удаления инея и сушки изоляции обмоток машинист должен вести поезд при последовательном соединении тяговых двигателей с ослабленным возбуждением.

Возможные неисправности тяговых двигателей и способы их устранения .приведены в табл. 2.

Таблица 2

Причина Способ устранения
Чрезмерное искрение под щетками
Плохо притерты щетки к коллекторным пластинам
Изоляция между коллекторными пластинами выступает над ними, коллектор плохо прошлифован
Изношены щетки более допускаемого предела
Недостаточное нажатие щеток или неравномерное их нажатие
Биение коллектора, выступают отдельные пластины или изоляция
Неправильная установка траверсы
Оборван проводник обмотки якоря
Короткое замыкание в обмотке дополнительных полюсов
Приработать щетки к коллекторным пластинам при малых скоростях движения
Выполнить продорожку, зачистку и шлифовку коллектора
Заменить щетки
Отрегулировать нажатие щеток
Необходимо закрепить и проточить коллектор
Установить траверсу в правильное положение
Отремонтировать обмотку
Отыскать поврежденную катушку дополнительного полюса и заменить ее
Чрезмерное нагревание коллектора
Щетки слишком сильно прижаты к коллекторным пластинам
Щетки не подобраны по марке
Установить нормальное нажатие щеток
Заменить щетки
Чрезмерное нагревание якоря
Замыкание между секциями обмоток якоря или коллекторными пластинами В эксплуатации отключить тяговый двигатель.
По прибытии в депо отремонтировать якорь
Перекрытие или пробой кронштейна щеткодержателя
Попадание влаги в тяговый двигатель, перенапряжение, грязный изолятор или кронштейн щеткодержателя Необходимо определить тяговый двигатель, протереть чистой салфеткой, смоченной в бензине, заменить изолятор или кронштейн щеткодержателя
Пробои изоляции обмоток якорей и полюсов
Механические повреждения, резкое снижение сопротивления изоляции при частых перенапряжениях на двигатели, попадании влаги, пыли и т. д. Устранить дефекты в депо. В условиях эксплуатации это сделать нельзя
Междувитковое замыкание обмоток (сильное искрение под щетками и срабатывание токовой защиты)
Механическое повреждение изоляции, старение изоляции, снижение изоляционных свойств вследствие частых перенапряжений В эксплуатации отключить тяговый двигатель. По прибытии в депо устранить дефекты

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.