Групповые переключатели (контроллеры) объединяют несколько контакторов с кулачковыми приводами и осуществляют переключения в силовой цепи тяговых двигателей при пуске и электрическом торможении. В зависимости от условий работы аппарат может быть многопозиционным (реостатный контроллер) или двухпозиционным (реверсор, тормозной переключатель). Такие аппараты переключаются при обесточенной цепи и поэтому не имеют дугогасительных устройств. Однако в отдельных случаях на контакторах устанавливают систему дугогашения.

Кулачковые контакторы групповых переключателей. Кулачковый контактор во многом подобен электропневматическому, но включается не пневматическим приводом, а кулачком вала группового переключателя (рис. 3.24). На изоляционном пластмассовом основании 8 укреплены неподвижный контакт 1, пружина 7, верхний конец которой упирается в подвижный рычаг 4. На рычаге находится ролик 6, перекатывающийся по поверхности кулачковой шайбы 5. На другом конце рычага укреплен контактный мостик подвижного контакта, который удерживается во включенном положении контактной (притирающей) пружиной 3.

Рис. 3.24. Контактор КЭ-42:

Рис. 3.24. Контактор КЭ-42: 1 — неподвижный контакт; 2 — мостик с подвижными контактами; 3 — притирающая пружина; 4 — рычаг; 5 — кулачковая шайба; 6 — ролик; 7 — включающая пружина; 8 — изолятор

Рассмотрим работу контакторного элемента на примере низковольтного контактора КЭ-42. Профиль каждой кулачковой шайбы 5 (чередование выступов и впадин) должен строго соответствовать углам развертки вала (т.е. диаграмме замыкания), чтобы на определенных позициях происходило четкое замыкание или размыкание контактов.

При вращении шайбы против часовой стрелки ролик 6 перекатывается на выступ шайбы, рычаг 4 поворачивается по часовой стрелке и сжимает включающую пружину 7. Противоположный конец рычага поднимается и размыкает контакты 1 и 2. При переходе ролика во впадину шайбы включающая пружина 7 возвращает рычаг 4 в положение, показанное на рисунке, и контакты вновь замыкаются. На этом же принципе работают и силовые контакторные элементы (например, КЭ-4Д).

Кулачковый контактор КЭ-4Д. На электропоездах ЭР2 силовые кулачковые контакторы устанавливают в реостатном контроллере и реверсоре, на электропоездах ЭР2Т и ЭД2Т, кроме того, — в реверсивно-тормозном переключателе. Аппарат (рис. 3.25) снабжен пластмассовым изолятором 11, который присоединяют болтом к рейке группового переключателя. На изоляторе установлены кронштейн 12 и держатель 10 с закрепленным неподвижным контактом 9. На оси кронштейна имеется подвижный рычаг 3, на оси 5 рычага смонтирован латунный держатель 6, на котором закреплен подвижный контакт 7 с гибким шунтом. Между кронштейном и рычагом на цилиндрических направляющих установлена включающая пружина 1, а между держателем и рычагом — притирающая пружина 4. На игольчатом подшипнике рычага укреплен ролик 2, который при набегании на выступ шайбы поворачивает рычаг вокруг оси. Включающая пружина при этом сжимается, контакты под действием пружины 4 сначала перекатываются, а затем, когда держатель упрется в рычаг, размыкаются.

Рис. 3.25. Контактор КЭ-4Д:

Рис. 3.25. Контактор КЭ-4Д: 1 — включающая пружина; 2 — ролик; 3 — рычаг; 4 — притирающая пружина; 5 — ось; 6, 10 — держатели; 7 — подвижный контакт; 8 — шунт; 9 — неподвижный контакт; 11 — изолятор; 12 — кронштейн; 13 — направляющий стержень; 14 — пружина

При сбегании ролика с выступа шайбы рычаг под действием пружины 1 поворачивается вокруг оси до упора на изоляторе. В процессе поворота контакты замыкаются, пружина 4 обеспечивает их притирание и перекатывание.

Характерные неисправности кулачковых контакторов приведены в табл. 11.

Таблица 11. Неисправности кулачковых контакторов и способы их устранения

Неисправность Причина Способ устранения
Обгорание контактов Недостаточное контактное нажатие Заменить контактор или пружину
Повышенный износ контактов Увеличенное нажатие контактов Заменить контактор или пружину

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.