Эти контакторы применяют для включения вспомогательных машин, системы отопления и передачи высокого напряжения на прицепные вагоны. Электромагнитный привод позволяет использовать контакторы при отсутствии сжатого воздуха на электропоезде. Поскольку токи вспомогательных высоковольтных цепей относительно невелики и не нагревают контакты, электромагнитный привод обеспечивает нормальную работу контакторов при небольших нажатиях. На электропоездах ЭР2 устанавливают контакторы КМВ-104, на ЭР2Т и ЭД2Т — 1КМ.016.

Электромагнитный контактор КМВ-104. Аппарат (рис. 3.22) собран на изоляционной пластмассовой панели 8. На кронштейне 4, отлитом вместе с дугогасительным рогом, установлен неподвижный силовой контакт. К якорю электромагнитного привода прикреплен пластмассовый изолятор 5 подвижной системы контактора, на котором размещен подвижный силовой контакт. Система дугогашения смонтирована на изоляционных стойках 3. В нее входят постоянный магнит, два полюса 2, скрепленные заклепкой, дугогасительные рога и лабиринтная щелевая камера 1.

Рис. 3.22. Электромагнитный контактор КМ В-104:

Рис. 3.22. Электромагнитный контактор КМВ-104: 1 — дугогасительная камера; 2 — полюсы; 3— изоляционная стойка; 4 — кронштейн; 5 — изолятор якоря; 6 — блокировочное устройство; 7—отключающая пружина; 8 — изоляционная панель; 9 — магнитопровод; 10 — включающая катушка

Привод представляет собой Г-образный магнитопровод, на сердечнике которого установлены выключающая катушка 10 и якорь с отключающей пружиной 7. На конце якоря имеются низковольтные блокировочные контакты. Поскольку дуга выбрасывается в камеру благодаря магнитному полю, созданному постоянным магнитом, необходимо соблюдать полярность при присоединении силовых проводов. При неправильном подсоединении дуга при отключении контактора будет выбрасываться не в камеру, а в противоположную сторону — на токоведущие части, и контактор может сгореть. Следует помнить, что северный полюс постоянного магнита находится с правой стороны, если смотреть на аппарат со стороны зажима «+», установленного у подвижного контакта (зажим «-» расположен у неподвижного контакта).

Для включения контактора подают питание на включающую катушку 10, якорь притягивается и, сжимая отключающую и притирающую пружины, замыкает контакты. На якоре имеется немагнитная прокладка, предотвращающая его прилипание к сердечнику электромагнита. Чтобы выключить аппарат, снимают питание с катушки, под воздействием отключающей пружины якорь отпадает от сердечника и размыкает контакты. Магнитный поток постоянного магнита, взаимодействуя с током дуги, выбросит ее вверх в дугогасительную камеру, где она растягивается и гаснет.

В системе дугогашения модифицированного контактора КМВ-105 вместо постоянного магнита применена дугогасительная катушка.

Электромагнитный контактор 1КМ.016. Контакторы применяют на электропоездах ЭР2Т, ЭД2Т в высоковольтных вспомогательных цепях. Аппарат (рис. 3.23) смонтирован на изоляционной панели из пластмассы АГ-4В. В верхней части расположены главные контакты с выводами проводов, в нижней части — привод и низковольтное блокировочное устройство. Система магнитного дугогашения располагается на двух изоляционных стойках 10, между которыми размещены катушка с сердечником и полюсами 16. Контактор имеет дугогасительную лабиринтно-щелевую камеру из асбоцемента 13 и дугогасительные рога. Камера оборудована замком, чтобы ее снять, оттягивают ручку замка и поворачивают на 90°.

Рис. 3.23. Контактор 1КМ.016:

Рис. 3.23. Контактор 1КМ.016: 1 — блокировочное устройство; 2 — якорь; 3 — рычаг; 4 — ролик; 5 — отключающая пружина; 6 — изолятор; 7 — гибкое соединение; 8, 17 — выводы; 9 — упор: 10 — стойка магнитного дутья; 11, 12 — контакты; 13 — дугогасительная камера; 14 — полюс; 75 — дугогасительный рог; 16 —  дугогасительная катушка; 18, 20 — оси; 19 — включающая катушка; 21 — кронштейн; 22 — пластина; 23 — угольник

Неподвижный силовой контакт установлен на кронштейне, отлитом вместе с Дугогасительным рогом 15. На якоре привода 2 закреплен пластмассовый изолятор 6. После подачи питания на включающую катушку привода 19 якорь притягивается, обеспечивая замыкание главных контактов. Одновременно ролик 4, перекатываясь по изолятору 6, воздействует на рычаг 3 и переключает низковольтные блокировочные контакты 1. Силовой ток протекает между выводами 8 и 17 через шунт 7, главные контакты и дугогасительную катушку.

Для выключения контактора нужно обесточить катушку 19 электромагнита. Отключающая пружина 5 отрывает якорь 2 от сердечника. На якоре укреплена немагнитная прокладка, препятствующая залипанию якоря к обесточенной катушке. Под действием дугогасительной катушки 16 дуга между главными контактами выдувается вверх в камеру, где охлаждается, растягивается и гаснет.

Наиболее часто встречающиеся неисправности электромагнитных контакторов приведены в табл. 10.

Таблица 10. Неисправности электромагнитных контакторов и способы их устранения

Неисправность Причина Способ устранения
При подаче напряжения на включающую катушку контактор не включается или нечетко работает с остановкой в промежуточном положении Обрыв обмотки включающей катушки Измерить сопротивление катушки, при его несоответствии паспортным данным катушку заменить. Отвернуть болты, крепящие кронштейн, прижать якорь до его касания с сердечником, затянуть болты и отрегулировать
Повышенная эрозия.
главных контактов
Износ контактов Установить новые контакты, отрегулировать растворы и провалы
На пружине видны следы копоти, капли расплавленного масла Пружина сломана или отожжена.
Износ осей или их посадочных мест
Заменить пружину, контакты зачистить.
Заменить изношенные части
Заметны следы перебросов дуги на заземленные части Межвитковое замыкание дугогасительной катушки или ее обрыв.
Отсырела дугогасительная камера
Проверить сопротивление катушки и при необходимости заменить. Восстановить нарушенную изоляцию Измерить сопротивление изоляции камеры. Высушить камеру, восстановить изоляцию
Внутренняя поверхность камеры оплавлена Смещение контактов больше нормы (они задевают за стенки) Отвернуть болты, крепящие магнитную систему, отрегулировать смещение и затянуть болты. Продуть камеру сухим сжатым воздухом

Технические данные контакторов

Контактор КМВ-104

Номинальное напряжение, В.............................. 3000
Номинальный отключаемый ток, А......................... 250
Раствор силовых контактов, мм.......................... 21...24
Нажатие силовых контактов, Н........................... 10...12
Контактор 1КМ.016

Напряжение главных контактов, В
номинальное............................................ 3000
максимальное........................................... 4000
Ток номинальный главных контактов, А................... 1,6...100
Ток номинальный вспомогательных цепей, А............... 6
Раствор контактов, мм
главных................................................ 22±3
вспомогательных........................................ 8±2
Нажатие контактов, Н
главных................................................ 12+3(-2)
вспомогательных........................................ 1,7
Допустимое боковое смещение контактов, мм, не более.... 2
Собственное время срабатывания, с, не более............ 0,06
Масса, кг.............................................. 14,5

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.