Источники тока низковольтных цепей служат для питания пусковой аппаратуры вспомогательных машин, управления тяговыми двигателями, питания собственных нужд электропоезда, они расположены на головных и прицепных вагонах. Система питания состоит из преобразователя 1ПВ.6, представляющего собой высоковольтный двигатель постоянного тока, приводящий во вращение синхронный генератор, аппаратов пуска, защиты и регулирования, трансформатора управления ТрУ с выпрямителем Д32...Д37 и аккумуляторной батареи 90КН-55.

Низковольтная аппаратура, входящая в систему питания цепей управления, расположена в шкафу № 4 (ЭД2Т) или №6 (ЭР2Т), высоковольтные аппараты находятся в подвагонных ящиках прицепных и головных вагонов.

В установившемся режиме система питания низковольтных цепей обеспечивает следующие показатели:

линейное напряжение трехфазной сети (провода 81-82-83), В.................... 220±15
фазное напряжение между проводами 81-82-83
по отношению к проводу 84, В................................................. 127±7
частота переменного тока, Гц................................................. 50±2
выпрямленное напряжение, В
провода 15-30................................................................ 110±7
провода 44-30................................................................ 50±8

Аккумуляторная батарея в режиме заряда получает питание от генератора через трансформатор управления ТрУ и два последовательно соединенных выпрямителя Д32...Д37 и Д38.

Если генератор не вырабатывает напряжение, то аккумуляторная батарея отключается от выпрямителей контактором батареи БК и подсоединяется к проводу 15, обеспечивая питание цепей управления (рис. 4.11.). Провод 15 каждой секции через предохранитель Пр13 соединён с поездным проводом 16, поэтому батареи и выпрямители на всем поезде запараллелены. Это позволяет одинаково нагрузить все батареи (и выпрямители) и в случае выхода из строя источников тока обеспечить резервное питание (110 В) от соседних секций.

Рис. 4.11. Схема подключения источника питания к проводам цепей управления 15-30 и 44-30

Рис. 4.11. Схема подключения источника питания к проводам цепей управления 15-30 и 44-30

Выпрямительный мост Д32...Д37 подсоединен к вторичным обмоткам трансформатора управления ТрУ. Цепь К17-С11 (ЭР2Т) предназначена для уменьшения перенапряжений, которые возникают при выпрямлении тока.

Контактный зажим XT-1 позволяет отсоединить выпрямитель при коротком замыкании (например, пробое диодов). К выходу выпрямителя подведены провода 15, 30.

Контактор БК подсоединяет дополнительную вторичную обмотку трансформатора 75БА-75Д через диод Д38 и предохранитель Пр19 к батарее последовательно с выпрямителем Д32...Д37. Поэтому полное напряжение достигает 140...160 В. Дополнительная обмотка (вольтодобавка) вместе с диодом Д38 составляет однополупериодную схему выпрямления. Причем, переставляя предохранитель Пр19 в один из четырех зажимов, можно менять число ампер-витков вольтодобавки, т.е. дополнительное напряжение, прикладываемое к батарее.

Напряжение 50 В, необходимое для работы локомотивной сигнализации цепей ЭПТ, радиостанции и радиооповещения, получают от вторичных обмоток ТрУ, анодной группы диодов Д32...Д34 и от нейтрали вторичных обмоток, которые образуют трёхфазную схему выпрямления с нулевым выводом (74Я). Кривая выпрямленного напряжения представляет собой линию, огибающую положительные полуволны фазных напряжений вторичной обмотки трансформатора.

При отключении преобразователя контактор БК размыкается и своей блокировкой 15-15Ф подключает батарею к проводу 15 и соответствующим потребителям, а контактом 15Ф-15Д разрывает образующую при этом цепь к.з. вольтодобавочной схемы. Цепи напряжением 110 В автоматически переходят на питание от аккумуляторной батареи. Кроме того, контакт БК44-44Е через предохранитель Пр31 подключает потребители цепей 50 В к средней точке аккумуляторной батареи. Контакт БК74Б-44 отсоединяет цепи потребителей от выпрямителя. Диод Д41 исключает кратковременные провалы напряжения при срабатывании контактора БК. Диод Д6 снимает коммутационные перенапряжения, возможные между проводами 44 и 15. После запуска преобразователя и появления на генераторе номинального переменного напряжения контактор БК включается и переводит потребители на питание через выпрямитель Д32...Д37.

При контроле системы источников питания без снятия напряжения разрешено выполнять следующие работы, соблюдая установленные правила техники безопасности:

  1. Наблюдать за действием контакторов и реле, светодиода HLI на блоке управления и защиты преобразователя БУП, контролировать показания вольтметров VГ и VБ, частотомера Hz, амперметра АБ, переключать выключатели В1 “Включение преобразователя”, В8 “Переключатель вольтметра”, В10 “Батарея”, автоматический выключатель Q1, кнопки Кн1 “Контроль изоляции” и S1 “Контроль” (на блоке БУП);
  2. Измерять напряжение в контрольных точках панели и блоков БУП и БРЧ (блок регулятора частоты).
    Электрическое сопротивление можно измерять только после снятия напряжения. Следует иметь в виду, что при отключенных выключателями В1 и В10 преобразователе и батарее низковольтные цепи переменного тока напряжением 220 В и постоянного тока напряжением 110 и 50 В могут быть не обесточены, так как получают питание от соседних секций по резервным проводам. Чтобы этого избежать, изымают предохранители Пр13 на головных и прицепных вагонах, Пр41...Пр43 — на моторных.

Приводим последовательность проверки технического состояния системы.

Сначала проводят внешний осмотр оборудования, убеждаясь в отсутствии повреждений, включении разъёмов блоков БУП и БРЧ, разъёма Ш7...Ш19, автоматического выключателя Q1. Плавкие вставки предохранителей должны быть целы. Затем следует отключить выключатель В1, убрать предохранители Пр15 и Пр16 из цепи двигателя главного компрессора, Пр13 из цепи резервирования напряжения 110 В. На прицепных вагонах удаляют предохранители Пр66..Пр68 для отсоединения цепи резервирования напряжения 220 В, отключают освещение и другие нагрузки. Предохранитель Пр19 должен быть установлен в зажимы, положение которого соответствует режиму заряда батареи в зависимости от окружающей температуры.

Если напряжение аккумуляторной батареи ниже 77 В, ее предварительно проверяют. При этом допускается питание от соседних секций (на обеих секциях следует установить предохранитель Пр13).

Таблица 18. Предварительная проверка системы источников тока

Последовательность действий Требования
Токоприёмник опущен
Включить выключатели В1, В10, ВУ, переключатель В8 установить в положение “Выпрямитель”. Если это производится на трёхвагонной секции (с дополнительно вцепленным вагоном), то при проверке крайнего вагона выключатель В1 среднего должен быть отключен.
Нажать и удерживать кнопку S1 “Контроль”.
Отпустить кнопку S1
Напряжение на УБ должно быть не менее 77 В, включаются реле ПРУ и контактор КП, блок БУП вырабатывает управляющие импульсы, напряжение возбуждения на зажимах 73Б-88 в пределах 2...6 В.
Через 3 с должны включиться светодиод HLI, контактор ПКП, реле Р3П3, отключиться контактор КП Через 1 с отключается ПКП и светодиод HLI
Токоприемник поднят
При включенном ВУ в кабине включить В1. При появлении повышенного шума и вибрации (преобразователь идет вразнос) немедленно отключить В1.
Проверить последовательность чередования фаз фазоуказателем
Преобразователь запускается, на вольтметре VT появляется напряжение, включаются контакторы КГ и БК, затем ПКП и светодиод HLI.
Зажимы 81, 82, 83 должны соответствовать фазам А, В, С фазоуказателя

После выполнения перечисленных операций снятые предохранители устанавливают на место, повторно включают преобразователь и убеждаются в его нормальной работе, а также в нормальной работе потребителей.

Таблица 19. Основная проверка технического состояния системы источников тока

Условия проверки Требования
Нагрузка и предохранители Пр13 отключены Нагрузка и предохранители Пр13 включены
Частота генератора по частотомеру Hz, Гц 50...52 47,5...52,5
Напряжение генератора по вольтметру vr, В 210...230 205...235
Напряжение выпрямителя по вольтметру УБ (в положении В8 “Выпрямитель”), В 105...110 103...117
Напряжение батареи по вольтметру УБ (в положении В8 “Батарея”) при токах заряда по амперметру АБ, В:
5...20 А
менее 5 А
120...150

По таблице 20

Напряжение по вольтметру УБ при включённой кнопке Кн1 (в положениях В8 “Контроль изоляции ∼" “Контроль изоляции +”, “Контроль изоляции В, не более 10
Это ориентировочно соответствует сопротивлению изоляции не менее 130 кОм. Точная проверка изоляции низковольтных цепей производится мегаомметром
Защита от повышения напряжения и частоты при нажатии кнопки S1 на блоке БУП Включается реле Р3П3 и отключается преобразователь
Резервирование питания
по переменному току при отключённом В1 Главное освещение работает нормально от соседней секции
цепи постоянного тока при отключенных ВУ, B10 (В8 - в положении “Выпрямитель”) Напряжение (по УБ) поступает от соседней секции
разъём Ш17...Ш19 установлен в положение “Резерв” При отключённом преобразователе контактор БК включён

Таблица 20. Режим заряда батареи

Температура окружающей среды, °C Положение предохранителя Пр19 Напряжение заряда, В
Выше+ 15 IV - прицепной вагон I - головной вагон 125.. .135
135.. .145
От + 15 до - 5 II 145...152
Ниже- 5 III 150...157

Таблица 21. Напряжение контрольных точек системы

Место подключения
Элементы Зажимы, провода Напряжение, В
Пр4, Пр5
Пр41...Пр43
Пр12, Пр14
Q1
81...83
66...68
81Т-83Т
81Х...83Х
-220
Д35...Д37
Д8-Пр19, Ш3
Д38-Пр19, Ш5
Д38-Пр19, Ш7
Д38-Пр19, Ш9
74В - 74Г - 74Д
75ВА-75В
75ВА-75Д
75ВА-75ДА
75ВА-75Л
∼85
∼9
∼20
∼34
∼43
ХТ1 -Д32
Пр18-Д32
Д22-Д32
Д24-Д32
15(+)-30(-)
745 (+) - 30(-)
74Е (+) - 30(-)
90В (+) - 30(-)
110
55
91
110
В1О-Д32
Д11-Д12
ПрЗ-Д12
15Ф (+) - 30 (-)
73Ж (+) - 30Ц
84 (+) - 30Ц
120...157
200
100

Таблица 22. Возможные неисправности системы питания низковольтных цепей

Неисправность Причина Способ устранения
На вольтметре VB нет показаний Cropели предохранители Пр26, Пр29, Пр30 Заменить вставки
Не включается контактор КП Сработало реле ТР7.
Неисправна цепь катушки КП
Восстановить реле кнопкой.
Проверить цепь: провод 15Ж -В1 - ПРУ - ПКП - КП - Р3П3 - ТР7-Ш17...Ш19 —Q1
Нет управляющих импульсов блока БУП Неисправен блок Заменить
Начальное возбуждение генератора не соответствует норме Неисправна цепь.
Неисправен генератор
Проверить цепи:
15Ж - КП - ПКП -R11-провод
88 - обмотка И1 -И2-73Б-73Е - Р3П3 - Тт1 -КП-КГ-30 Проверить щётки и кольца генератора, сопротивление цепи между кольцами должно быть 4...6 Ом
Нарушена работа светодиода HLI, реле Р3П3 Неисправен блок или реле Заменить
Не запускается преобразователь Сгорела вставка Пр2 в цепи двигателя из-за переброса по коллектору или пробоя изоляции в цепи якоря.
Ложное срабатывание, реле РПП
Осмотреть коллектор, найти мегаомметром место пробоя.
Проверить ток срабатывания
После запуска не включается светодиод и не отключается пусковой резистор R5 Неисправно реле РОТ Проверить ток срабатывания
При пуске срабатывает реле Р3П3 и отключает КП Отсутствует напряжение или появляется только при повышенной частоте вращения.
Не стабилизируется напряжение или частота, срабатывает Q1.
Не включается КГ, отключается КП
Проверить цепь возбуждения генератора.
Проверить Q1, Пр18, заменить блоки, проверить Д21...Д24, Д5, Д7, Д12,Тт1,Тт2, Д32...Д37 Проверить Пр3, блокировки КП 30Ц - 30ЦБ и КГ 20С - 20В
Занижена частота, срабатывает ТР7 и отключает преобразователь Неисправен блок БРЧ Обрыв цепи трансформатора ТрС.
Пробой тиристора Тт2
Заменить.
Проверить сопротивление цепи между проводами 77 и 78 Заменить
Малое напряжение батареи, нет зарядного тока Сгорели предохранители Пр19, Пр29, Пр30 Сгорел диод Д38 Заменить вставки.
Заменить диод
Обесточена резервная цепь переменного тока Сгорели предохранители    Пр17, Пр23, Пр41...Пр43.
Неисправность в блокировках КП или КГ
Заменить вставки.
Прозвонить цепь 14 -22Л - 22К
Мигание ламп освещения Неисправность блоков БУП или БРЧ Неисправны клапаны компрессора Заменить блоки.
Отремонтировать клапаны

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.