Во время эксплуатации встречаются следующие неисправности колесных пар: ослабление посадки бандажа на ободе колёсного центра; ослабление бандажного кольца; ослабление посадки колеса на оси; образования трещин в различных частях оси (ступице колеса, бандаже или ободе); образование раковин, наплывов, выбоин или местного проката на поверхности катания колеса; задиры, риски, протертые места на различных частях оси; вертикальный подрез гребня, иногда с остроконечным накатом; естественный износ бандажей.

На ослабление бандажа указывают такие признаки: глухой звук при остукивании, нарушение слоя краски или выделение смазки, ржавчина по окружности прилегания бандажа к ободу колесного центра (порой складывается впечатление, что по всей окружности провели острым ножом); образование зазора между упорным буртом бандажа и ободом колесного центра; несовпадение контрольных рисок на ободе и бандаже.

Признаки ослабления посадки колесного центра на оси: выделение смазки или ржавчины вокруг ступицы с внутренней стороны или нарушение краски в месте сопряжения оси со ступицей; изменение расстояния между внутренними гранями бандажей; сдвиг контрольной цветной полосы, нанесенной на торец ступицы и на часть оси в месте их соприкосновения; уменьшения расстояния от переходной галтели подступичной части оси до наружного торца ступицы колеса.

Для проверки достоверности сдвига измеряют расстояние между внутренними гранями бандажей и сравнивают их с данными из технического паспорта колёсной пары.

При образовании трещин в подступичной части оси выделяется ржавчина в виде мелкой красноватой пыли, нарушается целостность краски или она вздувается бугорком в месте сопряжения оси со ступицей, возможно образование зазора между осью и ступицей. Если в месте сопряжения оси со ступицей краска вздулась, необходимо иглой поднять слой краски и тщательно осмотреть это место. Наличие под бугорком на оси мелкой металлической пыли указывает на образование трещин на подступичной части оси.

Как известно, неисправные буксы перегреваются, поэтому сразу же после остановки электропоезда на станциях оборота следует на ощупь проверить нагрев букс (температура не должна превышать 65°C.). Перегрев букс возникает по следующим причинам: неисправны роликовые подшипники; нет зазора между корпусом буксы и лабиринтным кольцом с задней стороны; отсутствует смазка в буксе или она в избытке (это вызывает повышенное трение, поскольку затрудняет работу роликов); самоотвернулась торцевая гайка, крепящая подшипники. Отворачивание гайки возможно из-за плохого крепления болтами стопорной планки, излома проволоки, контрящей эти болты, поломки стопорной планки.

Возможные неисправности буксовых подшипников, образование трещин на поверхности катания роликов, их торцах; отслоение металла на поверхности катания, беговых дорожках внутренних и наружных колец подшипников; разрушение роликов и сколы по фаске; проворачивание внутренних подшипниковых колец, вызывающих перекос подшипника, разрыв колец, разрушение сепараторов.

Неисправности редуктора, образование трещин или излом зубьев малой шестерни или большого зубчатого колеса; излом вала малой шестерни; ослабление призонных болтов, крепящих венец зубчатого колеса к ступице; выход из строя роликовых подшипников малой шестерни и опорных подшипников редуктора; ослабление болтов (связевых), которые соединяют половинки корпуса редуктора, а также болтов, крепящих корпус к опорному стакану, болтов крышек редуктора; образование трещин в корпусе.

Неисправности упругой муфты: распрессовка фланцев двигателя или шестерни; повреждение кордового элемента, трещины слоя резины в местах крепления к металлическим поверхностям; ослабление или излом болтов, крепящих резиновую оболочку, особенно со стороны редуктора.

Запрещается вцеплять в электропоезда вагоны с неисправными гасителями или узлами их крепления к тележке.

Новые правила ремонта содержат дополнительное требование к гидрогасителям: при подтеках масла или протертостях кожухом корпуса более 30 мм гаситель необходимо заменить.

При осмотрах экипажной части особое внимание обращают на поперечные балки тележек, кронштейны, подвески редукторов, состояние подвески, продольные балки в местах отверстий для подвесок центрального рессорного подвешивания, детали подвешивания, соединения продольных балок с поперечными. Смазку в узлах тележек заменяют или добавляют согласно карте смазки.

Колесные пары со сдвигом ступицы к эксплуатации не допускаются. В случае обнаружения ослабевшего бандажа наносят мелом риски на обод и бандаж и при каждой стоянке по возможности проверяют взаимное расположение отметок. При проворачивании бандажа вагон нельзя допускать к дальнейшей эксплуатации.

При каждом ТО-3 обязательно осматривают узел подвески редуктора: проверяют затяжку специальных гаек стержня и их стопорение. В случае их ослабления могут сместиться оси двигателя и малой шестерни, что приведет к повреждению муфты или подшипникового узла редуктора. Следует тщательно осматривать стержни подвески и убеждаться, что в них нет трещин. Если появляются сомнения, стержни проверяют магнитным дефектоскопом.

Сборку подвески редуктора начинают с верхнего (рамного) узла. Нижний (редукторный) узел собирают в соответствии с руководством завода-изготовителя.

При каждом ТО-3 проверяют также крепление тяговых двигателей, состояние узлов заземления и при необходимости очищают их от грязи, смазки, заменяют щётки. При осмотрах контролируют состояние подвесок (тяги, валики, серьги) и литого поддона, пружин центрального и буксового подвешивания, болтовых соединений, наличие гаек и шплинтов, предохранительных скоб тормозных траверс, надрессорного бруса. Кроме того, проверяют состояние предохранительных тяг, гидравлических гасителей, опорных скользунов тележки, крепление коробок скользунов, допустимый износ вкладышей ДСП-Г, шкворневое устройство.

Характерные неисправности, приводящие к заклиниванию колесных пар, приведены в табл. 32.

Таблица 32. Неисправности механической части

Неисправности Рекомендуемые профилактические меры Способ устранения
Повреждение тормозных приборов Проверить воздухораспределитель и реле давления, их срабатывание на торможение и отпуск. Проверить работу крана машиниста Отключить воздухораспределитель, выпустить сжатый воздух из запасного резервуара, оставив кран открытым
Разрушение подшипников тягового двигателя В пути следования прослушивать ходовые части и работу механического оборудования, при постороннем шуме проверить указанные узлы Отсоединить муфту
Разрушения опорных подшипников редуктора подшипников малой шестерни, буксовых подшипников, излом зубьев В пути следования прослушивать ходовые части и работу механического оборудования, при постороннем шуме проверить указанные узлы Попытаться расклинить колесную пару кратковременным движением вперед-назад. При невозможности освободить вагон от пассажиров следовать до станции со скоростью не более 5 км/ч. Помощник должен наблюдать за работой колесной пары через люк
Выход штока тормозной цилиндра меньше нормы Отрегулировать выход, проверить работу авторегулятора Распустить передачу, вращая регулятор против часовой стрелки и нажимая на фиксатор
Неравномерный наклон рычагов рычажно-тормозной передачи, завал рычагов на одну сторону Отрегулировать горизонтальные и вертикальные рычаги Распустить передачу, вращая регулятор против часовой стрелки и нажимая на фиксатор

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.