Контактор ПК-350. Этот аппарат (рис. 3.19) применяют на электропоездах ЭР2 в качестве мостового контактора. Он состоит из металлической изолированной стойки 1, на которой укреплены кронштейны 2 и 8 подвижного и неподвижного контактов, пневматического привода, дугогасительной камеры 12 и низковольтного блокировочного устройства.

Рис. 3.19. Электропневматический контактор ПК-350В:

Рис. 3.19. Электропневматический контактор ПК-350В: 1 — стойка; 2, 8 — кронштейны; 3, 15 — валики; 4 — зажим силового провода; 5 — контактный рычаг; 6 — шунт; 7 — неподвижный контакт; 9 — дугогасительная катушка; 10 — полюс; 11. 13 — дугогасительные рога; 12 — дугогасительная камера; 14 — подвижный контакт; 16 — притирающая пружина; 17 — изоляционная тяга; 18 — шток; 19 — поршень; 20 — цилиндр; 21 — отключающая пружина

Верхний кронштейн 8 отлит вместе с дугогасительным рогом 11 и имеет сложную конфигурацию. На нем укреплены неподвижный контакт 7 и дугогасительная катушка 9, которая представляет собой электромагнит, создающий магнитное поле для гашения дуги при размыкании контактора.

Нижний латунный кронштейн 2 имеет две консоли. На правой (длинной) консоли имеется валик для установки дугогасительной камеры 12. Левая консоль шарнирно соединена с контактным рычагом 5, который представляет собой сложную латунную отливку. Один конец рычага в виде вилки свободно охватывает стойку 1 и шарнирно соединен с кронштейном. На другом конце шарнирно закреплены держатель подвижного контакта и притирающая пружина 16. Нижняя часть рычага 5 шарнирно соединена с тягой привода. Кронштейн 2 и держатель подвижного контакта связаны гибким медным шунтом 6 для предотвращения эрозии. Притирающую пружину предварительно сжимают, она создает начальное нажатие контактов и их притирание.

Пневматический привод состоит из цилиндра 20, который прикреплен к стойке 1. В цилиндре находится поршень 19, на который сверху действует отключающая пружина 21. Шток 18 поршня может выходить из цилиндра вверх, он соединен с изоляционной тягой 17. Поршень 19 уплотнен кожаной манжетой. Цилиндр 20 соединен с вентилем, который может впускать или выпускать сжатый воздух, т.е. включать или выключать контактор, так как через шток и изоляционную тягу 17 усилия от поршня передаются на контактный рычаг 5.

Изоляционная тяга 17 изготовлена в виде цилиндрического стержня из прессованного волокнита со стальными наконечниками. Она изолирует цилиндр привода от соприкосновения с токоведущими частями подвижного контакта. Верхний наконечник соединяет тягу с осью контактного рычага, нижний наконечник навертывается на конец штока поршня.

При включении контактора снизу на поршень действует давление сжатого воздуха, сверху — усилие отключающей пружины, которое по мере ее сжатия увеличивается.

Дугогасительная камера собрана из асбоцементных листов. Внутри она разделена на три щели двумя перегородками. Снаружи к камере прикреплены два стальных листа (полюсные наконечники сердечника дугогасительной системы), поверх которых имеется наружное текстолитовое покрытие. В нижней части камеры укреплен дугогасительный рог, он имеет шарнирный крюк и контактный выступ. Шарнирный крюк надевают на валик консоли нижнего кронштейна 2, и поворачивают камеру так, чтобы контактный выступ дугогасительного рога плотно вошел в контактную скобу. Верхняя часть камеры прикреплена к рогу верхнего кронштейна скобой и винтом.

Низковольтное блокировочное устройство связано с подвижной системой контактора. Оно состоит из подвижного рычага с изоляционной колодкой, на которой имеются медные пластины (контакты), и неподвижного кронштейна с комплектом контактных пальцев на фибровой колодке. При переключениях контактора блокировочные контакты обеспечивают требуемую последовательность срабатывания электрических аппаратов. Чтобы включить контактор, запитывают катушку вентиля. Сжатый воздух поступает в цилиндр и поднимает поршень вверх, сжимая отключающую пружину. При этом шток поршня через изоляционную тягу поворачивает контактный рычаг, сближает контакты и обеспечивает требуемое нажатие.

Для выключения контактора обесточивают вентиль. Воздух из цилиндра выпускается, под действием пружины поршень отходит вниз и размыкает контакты. Вначале под действием притирающей пружины происходит перекатывание со скольжением подвижного контакта по неподвижному, после чего контакты расходятся. Возникающая дуга взаимодействует с магнитным полем дугогасительной катушки и выбрасывается в камеру. Там она переходит на дугогасительные рога, разделяется перегородками, охлаждается о стенки камеры, растягивается и гаснет.

Контактор ПК-306Т. Этот контактор применен на электропоездах ЭР2 в качестве линейного (ЛК 1-2), переходного (П1-2) и для шунтирования обмоток возбуждения (Ш1-2). Устройство контактора и пневматического привода аналогично устройству контактора ПК-350В (рис. 3.20), но так как данный аппарат сдвоенный, т.е. от одного привода работают два самостоятельных контактора, внутренний диаметр цилиндра больше. Шток поршня сдвоенного контактора соединен металлической планкой с двумя изоляционными тягами, что обеспечивает одновременность включения обеих контактных систем.

Рис. 3.20. Контактор ПК-306Т:

Рис. 3.20. Контактор ПК-306Т: 1 — стойка; 2, 5 — кронштейны; 3 — шунт; 4 — рычаг; 6 — дугогасительная катушка; 7 — полюс; 8 — неподвижный контакт; 9 — подвижный контакт; 10 — дугогасительная камера; 11 — дугогасительные рога; 12 — держатель; 13 — притирающая пружина; 14 — изоляционная тяга; 15 — блокировочное устройство; 16 — цилиндр; 17—шток; 18— пружина; 19 — манжета поршня; 20 — крышка

Контактор 1КП.005. На электропоездах с электрическим торможением в качестве линейных контакторов (ЛК и ЛКТ), тормозных (Т) и контакторов ослабления возбуждения (Ш) применяют электропневматические контакторы 1 КП.005.

Аппарат (рис. 3.21) собран на изоляционной стойке 24, в верхней части которой укреплен кронштейн с неподвижным главным контактом 25. На том же кронштейне установлены дугогасительная катушка с сердечником и малый дугогасительный контакт 6, изолированный от главного контакта. В цилиндре привода 17 имеются поршень, шток и отключающая пружина (аналогичные описанным). Сжатый воздух поступает в цилиндр через электропневматический вентиль 15, расположенный горизонтально (традиционное расположение вентилей на старых контакторах — вертикальное). Верхняя часть штока соединяется с изолятором 19, на котором укреплены главный и дугогасительный подвижные контакты, дугогасительный рог, держатель и притирающая пружина 7. Подвижные контакты закреплены с помощью держателей. Силовые провода подходят к аппарату с задней стороны стойки 24: один — к кронштейну неподвижных контактов, другой — при помощи шунта 21 соединяется с подвижными контактами.

Рис. 3.21. Контактор 1КП.005:

Рис. 3.21. Контактор 1КП.005: 1 — втулка для крепления контактора; 2 — полюс; 3 — верхний дугогасительный рог; 4 — перегородка камеры; 5 — упорна планка для камеры; 6 — малые дугогасительные контакты; 7 — пружина; 8 — нижний дугогасительный рог; 9 — замок камеры; 10 — изоляционный кронштейн; 11 — блокировочное устройство; 12 — направляющая; 13 — кнопка вентиля; 14 — катушка вентиля; 75 — вентиль; 16 — крышка; 17 — цилиндр; 18 — стержень; 19 — изолятор; 20 — вывод силового провода; 21 — ввод; 22 — подвижный держатель; 23 — ось; 24 — изоляционная стойка; 25 — главные контакты; 26 — неподвижный контакт

Как известно, силовые контакторы и групповые переключатели снабжены низковольтными блокировочными устройствами. На аппарате 1КП.005 подобное устройство выполнено на основе герконов. Текстолитовая панель с двумя герконами (один геркон запасной) неподвижно закреплена на стойке 24. На изоляторе 19 имеется постоянный магнит, который при включении контактора (когда изолятор поднимается вверх) располагается напротив герконов. Как только геркон попадает в магнитное поле, его контакты мгновенно замыкаются и подают питание на специальное промежуточное реле (повторитель).

Контактор работает следующим образом. После возбуждения вентиля 15 воздух поступает в цилиндр 17. Поршень, сжимая отключающую пружину, поднимается и перемещает вверх шток и изолятор 19. Сначала замыкаются дугогасительные контакты 6, затем замыкаются и притираются друг к другу главные контакты. Дугогасительные контакты за счет поворота держателя размыкаются и отключают дугогасительную катушку.

Чтобы выключить аппарат, вентиль обесточивают. Воздух из цилиндра выходит, отключающая пружина перемещает вниз подвижную систему. При этом прежде чем разомкнутся главные контакты, держатель подвижных контактов повернется и соединит малые дугогасительные контакты 6, подключив дугогасительную катушку. Размыкание главных контактов происходит практически без разрыва тока. При дальнейшем движении поршня вниз размыкаются дугогасительные контакты.

Возникающая между расходящимися дугогасительными контактами дуга переходит на рога 3 и 8 под действием магнитного поля полюсов 2 дугогасительной катушки, выбрасывается в камеру, где растягивается, охлаждается и гаснет.

Неисправности силовых контакторов приведены в табл. 9.

Таблица 9. Некоторые неисправности силовых контакторов

Неисправность Причина Способ устранения
При подаче питания на катушку вентиля контактор не включается, при нажатии вручную на кнопку вентиля контактор включается Обрыв провода катушки вентиля или подводящих проводов в цепи управления Заменить вентиль или устранить обрыв
При нажатии на кнопку вентиля контактор не включается Засорилась гильза, порвалась или износилась манжета Прочистить гильзу,
заменить манжету
Сваривание или следы сварки на контактах Излом пружины Заменить пружину, зачистить контакты напильником
Следы переброса на заземленные части контактора, срабатывание защиты электропоезда Нарушена электрическая цепь дугогасительной катушки.
Отсырела дугогасительная камера.
Порвалась манжета (контактор медленно включается).
Прогары в стенках дугогасительной камеры
Заменить катушку.
Просушить камеру.
Заменить манжету.
Удалить копоть и грязь со стенок камеры, продуть сжатым воздухом или заменить камеру
Поломаны жилы гибкого соединения (более 25% общего количества жил) Выплавлен припой из выводов гибкого соединения Заменить соединение
Повышенная утечка воздуха в цилиндре контактора Недостаточно масла в кольце поршня Через отверстие пропитать кольцо приборным маслом МВП
Отсутствие контакта или размыкания герконов Изношены или сварились контакты геркона.
Снизилась магнитодвижущая сила постоянного магнита
Переключить подводящие концы проводов к выводам другого свободного конца Заменить магнит

Технические данные контакторов

Контактор                                    ПК-350В          ПК-306Т

Напряжение, В
номинальное................................. 3000             3000
максимальное................................ 4000             4000
Длительный ток, А........................... 250              250
Ход поршня, мм.............................. 24,5             25,5
Диаметр цилиндра, м......................... 45               58
Ширина контактов, мм........................ 20               20
Раствор контактов, мм....................... 21...24          21...24
Число витков дугогасительной катушки........ 7,75             7,75
Нажатие контактов, Н
начальное................................... 20...30          20...30
конечное.................................... 42...50          42...50

Технические данные контактора 1КП.005

Напряжение, В
номинальное................................. 3000             3000
максимальное................................ 4000             4000
Ток, А
длительный.................................. 250              250
предельный.................................. 550              550
Раствор контактов, мм
главных..................................... 28...32          28...32
дугогогасительных........................... 19...24          19...24
Нажатие главных контактов, Н
начальное................................... 56±15            56±15
конечное.................................... 154±36           154±36
Ход поршня, мм.............................. 40               40
Масса контактора, кг........................ 18,45            18,45

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.