В книге описаны конструкции электропоездов постоянного тока ЭР2, ЭР2Т, ЭД2Т, эксплуатируемых в настоящее время; особенности поезда ЭД4М. Подробно рассмотрены электрические схемы силовых и вспомогательных цепей, цепи управления. Описывается работа механического, пневматического и электрического оборудования. Книга предназначена в качестве учебного пособия для учащихся ПТУ, дорожных технических школ, машинистов. Книгу также можно использовать для технических занятий с локомотивными и ремонтными бригадами в депо.

Электропоезда постоянного тока

Борис Константинович Просвирин. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку.

Борис Константинович Просвирин. Учебное пособие для учащихся образовательных учреждений ж.-д. транспорта, осуществляющих начальную профессиональную подготовку. Редакторы: Сергеев Н.А., Богдасарова Г.Н. Корректор: Каменская Н.А.
Художники: Улъяненкова В.А., Соколов А.С. Компьютерная верстка: Пирязев К. В.

От Автора

В данном учебном пособии сделана попытка описать в доступной форме конструкции, принципы действия и основные характеристики электрического, механического и пневматического оборудования электропоездов постоянного тока. За основу взяты наиболее распространенные поезда ЭР2Т и ЭД2Т. Поскольку конструктивно они принципиально одинаковы, описание является общим, на существенные различия в их схемах сделаны ссылки.

Определенное место уделяется рассказу об электропоезде ЭР2, который модернизируется и усовершенствуется. В первую очередь, это относится к тяговой передаче. Электропоезда ЭР2 еще будут какое-то время работать, и их описание дается в сжатой конспективной форме.

Более подробно рассмотрены перспективные поезда с электрическим торможением, которое все шире применяют на моторвагонном подвижном составе. В связи с этим приведено описание работы двигателей в режимах тяги и торможения, действие полупроводниковых приборов и выпрямительной техники, рассмотрена работа электрических тормозных схем.

Электропоезда ЭТ2 Торжокского завода ввиду их ограниченного выпуска и электропоезда ЭР2Р не рассматриваются, так как, несмотря на некоторые различия, они представляют собой те же составы ЭР2Т. Отдельная глава отведена описанию поездов ЭД4 и ЭД4М. На этих электропоездах вместо традиционной и отлаженной электроаппаратуры Рижского электротехнического завода установлена аппаратура Новочеркасского электровозостроительного завода. Принцип действия аппаратов не изменился, но их конструкция совершенно иная. Первый опыт эксплуатации показал, что электровозная аппаратура, перенесенная на электропоезд, не всегда работает удовлетворительно в изменившихся условиях: она расположена в подвагонных ящиках, а не в высоковольтной камере, характеризуется более частыми включениями и отключениями, сравнительно малые токи создают трудности при дугогашении и др. Поскольку аппаратура в настоящее время совершенствуется, в книге приведено только краткое описание некоторых основных узлов и
электрических схем.

Как показывает практика, электрические схемы при кажущейся простоте вызывают наибольшие затруднения у обслуживающего персонала. Поэтому перед описанием схем завода-изготовителя, как правило, приведены упрощенные схемы, что должно облегчить понимание материала. Такой же метод используется и при разборе сложных пневматических схем и тормозного оборудования. Первая глава учебного пособия посвящена механическому оборудованию как самой ответственной части, обеспечивающей безопасную работу электропоезда. В последующих главах описаны часто встречающиеся неисправности, приведены рекомендации по их поиску и устранению. Рассмотрена работа автоматической локомотивной сигнализации, скоростемеров. Уделено внимание вопросам техники безопасности. В заключение изложены рекомендации по эксплуатации электропоездов.

В данной работе не предполагалось дать исчерпывающий справочный материал, в ней в основном рассмотрены ответственные узлы оборудования, позволяющие понять, как работает электропоезд и технически грамотно его эксплуатировать.

Книгу желательно прочесть целиком, обратив особое внимание на схему электропневматических тормозов (см. раздел об электропоездах ЭР2.). Ее следует твердо усвоить, так как на электропоездах ЭР2Т, ЭД2Т и т.д. схема ЭПТ та же, но усложненная, выполняющая дополнительные функции.

ed2t-m-covers-025

Некоторые особенности в конструкции электропоезда ЭД4М и изменения в электрических схемах

Электропоезд ЭД4М (модель 62.301) является модификацией электропоезда ЭД4 и имеет ряд конструктивных отличий, повышающих его технический уровень и комфортность. Так,…
ed2t-m-covers-040

Автоматическая локомотивная сигнализация и измерительные приборы

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛСН) работает в сочетании с автостопом, регистрирующим скоростемером, устройствами контроля скорости с периодической проверкой бдительности машиниста. Электропневматический…
er2t-m-covers-011

Виды и характеристики технического обслуживания и ремонта электропоездов

Перечень работ, выполняемых локомотивной бригадой при ТО-1, краткие характеристики технического обслуживания ТО-2, ТО-3 и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, ТР-3, обслуживание…

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.