С помощью реверсора изменяют направление тока в обмотках возбуждения тяговых двигателей, чтобы изменить направление движения поезда. Тормозной переключатель переводит силовую схему и схему управления в режим тяги или режим электрического торможения. Кулачковый вал реверсора имеет положения — «Вперед» и «Назад», тормозного переключателя — «Тяга» и «Тормоз».

На электропоездах ЭР2 установлен реверсивный переключатель ПР-320А.

Реверсивный переключатель ПР-320А. Корпус аппарата (рис. 3.31) состоит из двух продольных уголков 2 и двух поперечных алюминиевых рам 1 и 7. Между поперечными рамами закреплены две текстолитовые рейки 10, на которых установлены восемь силовых кулачковых контакторов 4 КЭ-4Д. Два низковольтных блокировочных контактора 6 КР-3А цепи управления закреплены на кронштейне. Кулачковый вал 5, на который насажены кулачковые шайбы 3, вращается в подшипниках 11, запрессованных в рамы 1 и 7. Кулачковые шайбы имеют квадратные отверстия для надежного крепления на стальном валу, так же имеющего форму квадрата.

Рис. 3.31. Реверсивный переключатель ПР-320А:

Рис. 3.31. Реверсивный переключатель ПР-320А: 1, 7 — поперечные рамы; 2 — продольный уголок; 3 — кулачковые шайбы; 4 — силовые контакторы; 5 — кулачковый вал; б — низковольтный контактор; 8 — пневматический привод; 9 — вентиль; 10 — рейка; 11 — подшипник

Пневматический привод реверсора (рис. 3.32) состоит из цилиндра 7, в котором имеются два поршня 4, связанные общим штоком 2. В его средней части размещен сухарь со вставленным в него поводком 6. Благодаря поводку происходит поворот кулачкового вала 7. На крышках цилиндра установлены два электропневматических вентиля. При подаче питания на один из них воздух поступает в соответствующую полость цилиндра и сдвигает поршни в крайнее положение. В это время шток перемещает связанный с ним поводок и кулачковый вал в заданное фиксированное положение. Кулачковые шайбы при этом замыкают или размыкают со ответствующие контакторы.

Рис. 3.32. Пневматический привод реверсора ПР-320А:

Рис. 3.32. Пневматический привод реверсора ПР-320А: 1 — цилиндр; 2 — шток; 3 — сухарь; 4 — поршень; 5 — крышка; 6 — поводок; 7 — кулачковый вал

Реверсивно-тормозной переключатель 1П.004.У2. Такой переключатель применяют на электропоездах с электрическим торможением. В одном блоке совмещены реверсор и тормозной переключатель, причем каждый из них управляется самостоятельно и имеет свой двухпозиционный электропневматический привод (рис. 3.33). В конструкцию входят два продольных уголка в основании, соединенные рамами 5, 6, 8, 12. Средняя рама является общей для обоих аппаратов. На текстолитовых угольниках 3 закреплены силовые кулачковые контакторы 9 без дугогашения (девять для тормозного переключателя и четыре для реверсора). В средней поперечной раме запрессованы два шариковых подшипника, в крайних — по одному для вращения кулачковых валов. Кроме силовых контакторов у реверсора и тормозного переключателя имеются низковольтные контакторные элементы управления КЭ-42А, которые выполняют блокировочные переключения в схеме управления.

Рис. 3.33. Реверсивно-тормозной переключатель 1П.004.У2:

Рис. 3.33. Реверсивно-тормозной переключатель 1П.004.У2: 1, 4 — пневматические приводы; 2 — контактор управления; 3 — угольник; 5. 6, 8. 12 — рамы; 7, 10 — кулачковые валы; 9 — силовые контакторы; 11 — кулачковые шайбы; 13 — воздухопровод

Электропневматический привод реверсора (как и тормозного переключателя) размещен на раме. Он несколько напоминает привод реостатного контроллера, только вместо звезды имеется поводок 5 с сухарем 4 (рис. 3.34), который поворачивает кулачковый вал из одного положения в другое. Привод представляет собой двухполостный чугунный цилиндр 1, в котором имеются два поршня 3, соединенные общим штоком. На крышках цилиндра расположены электропневматические вентили. При возбуждении одного из вентилей (другой при этом обесточен) воздух поступает в полость цилиндра, передвигает поршень в противоположное крайнее положение. Благодаря поводку 5 кулачковый вал 6 смещается из одного фиксированного положения в другое. Привод тормозного переключателя работает аналогично.

Рис. 3.34. Привод реверсивно-тормозного переключателя:

Рис. 3.34. Привод реверсивно-тормозного переключателя: 1 — цилиндр; 2 — манжета; 3 — поршень; 4 — сухарь; 5 — поводок; 6 — кулачковый вал; 7 — упор; 8 — крышка; 9 — вентиль

Надо уметь быстро определять, в каком положении находится групповой переключатель. Если замкнуты контакты В1 и В2 реверсора, значит аппарат находится в положении «Вперед»; если В1 и В2 разомкнуты, а замкнуты Н1 и Н2 — аппарат занимает положение «Назад».

Если тормозной переключатель находится в положении режима тяги, то замкнуты его четные контакторы и ТП9, если в режиме торможения — замкнуты нечетные контакторы.

Развертка (диаграмма замыканий контакторов) реверсивно-тормозного переключателя приведена на рис. 3.35.

Рис. 3.35. Диаграмма замыкания контакторов реверсивно-тормозного переключателя 1П.004.У2

Рис. 3.35. Диаграмма замыкания контакторов реверсивно-тормозного переключателя 1П.004.У2

Технические данные реверсивных и реверсивно-тормозных переключателей

Переключатель                                 ПР-320А    1П.004.У2    ПР-320Б-1

Номинальное напряжение силовой цепи, кВ...... 3          3            3
цепи управления, В........................... 50         110          110
Число фиксированных положений................ 2          2            2
Угол поворота кулачкового вала, град......... 45         45/40        45
Диаметр пневматического цилиндра, мм......... 58         58           58
Ход поршня, мм............................... 40         40           40
Номинальное давление сжатого воздуха, МПа.... 0,5        0,5          0,5
Число контакторов
силовых...................................... 8          4/8          8
управления................................... 2           2/6         2

Примечание. В числителе — для реверсивного, в знаменателе — для тормозного переключателя.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.