При включении кнопки “Вентиляция” на головном вагоне (рис. 4.50) запитывается поездной провод 35, и от него на каждом вагоне включается контактор В. Главные контакты контактора 16Б-16Ц подают питание на два последовательно соединенных двигателя вентиляторов. Эта цепь присоединяется к плюсовому проводу 16 генератора через предохранитель Пр6 и катушку токового реле ТРВ. Двигатели вентиляторов имеют параллельную обмотку возбуждения, которая получает питание после включения контактора В.

Рис. 217. Принципиальная схема цепей управления головного вагона электропоезда ЭР1

Рис. 4.50. Схема управления вентиляцией и отоплением

Обмотки обоих двигателей соединены между собой параллельно и запитываются через регулируемый резистор R34. С помощью резистора проводится сезонная регулировка производительности вентиляторов: увеличение сопротивления ослабляет возбуждение двигателей и, следовательно, увеличивает частоту вращения двигателя и производительность вентилятора.

В летнем режиме заслонки вентиляторов открыты, а рециркуляционные люки закрыты. Сопротивление резистора в цепи обмоток вентиляторов составляет примерно 25 Ом. В зимнем режиме заслонки вентиляторов закрыты, рециркуляционные люки открыты, сопротивление в цепи обмоток снижается до 3,5 Ом. При наружной температуре ниже -20°C сопротивление выводят полностью.

В цепь якорей двигателей вентиляторов введена катушка токового реле вентиляторов ТРВ, которое отключает контакторы калориферов при неработающих вентиляторах.

Отоплением поезда управляют по поездному проводу 36. От кнопочного выключателя “Отопление” по проводу 16, через предохранители Пр6 и Пр9 и контакт реле блокировки лестниц РБЛ подходит напряжение к промежуточному реле отопления ПРО. Оно замыкает свой контакт в проводах 16Г-16З и подает питание на катушки контакторов отопления МК3 и МК5. В цепь данных катушек входят: контакт токового реле вентиляторов 16В-16Г, контакты промежуточного термореле 163-16Ф, контакты терморегулятора ТР, контакты реле перегрузки отопления РПО, термоконтакты с легкоплавкой вставкой Т31...Т38. При нагреве калориферов выше допустимой температуры термоконтакты Т31...Т38 отключают контакторы отопления.

Температура воздуха в пассажирском помещении вагона поддерживается автоматически терморегулятором ТР и ртутными термоконтактами ТК8° и ТК16°. Терморегулятор воздействует на контактор МК5 и управляет малой группой калориферов и электрическими печами. Ртутные термоконтакты вместе с промежуточным реле ПТР управляют большой группой калориферов, включая и выключая контактор МК3.

Терморегулятор настраивают на включение при температуре ниже 12 °C. Ртутные элементы замыкают свои контакты при температурах 8 °C и 16 °C.

Допустим, в пассажирском помещении пулевая или минусовая температура. Чтобы нагреть вагон как можно быстрее, нужно включить все отопительные приборы. Электрические печи и малая группа калориферов будут включены, пока температура в салоне не достигнет 14 °C (контакт ТР в цепи катушки МК5 будет замкнут). Большая группа калориферов также будет включена (катушка МКЗ запитывается через блокировку 163-16Ш отключенного реле ПТР). При низкой температуре промежуточное реле ПТР обесточено из-за размыкания блок-контактов ТК8° и ТК16°. Происходит интенсивное повышение температуры в салоне вагона. Когда она достигнет 8 °C, замкнется термоконтакт ТК8°, но никаких изменений в схеме отопления не произойдет. После повышения температуры в потолочном канале до 16 °C замыкается термоконтакт ТК16°. Поэтому реле ПТР включится и встанет на самоподхват через резистор R14 и контакты ТК8°. Включенное реле ПТР отключит контактор МКЗ, т.е. большую группу калориферов, и температура в вагоне станет постепенно понижаться. Термоконтакт ТК16° разомкнется, но цепь питания ПТР не прервется (реле будет получать питание по цепи самоподхвата). При снижении температуры до 8 °C отключается контакт ТК8° и размыкает цепь реле ПТР. Реле вновь включает контактор МК3, и температура в салоне начинает повышаться. Подобные циклы будут периодически повторяться.

Поскольку калориферы являются мощными нагревательными средствами, во время работы они должны постоянно обдуваться воздухом. В противном случае произойдет их перегрев и возможно загорание вагона.

Токовое реле ТРВ контролирует работу вентиляторов. В нормальном режиме по катушке реле проходит ток, достаточный для удержания якоря реле. Контакт ТРВ в цепи катушек контакторов отопления замкнут. Если по какой-то причине двигатель вентилятора остановится, якорь реле отпадет и разомкнет контакт 16В—16Г. Отопление будет отключено.

При переключениях контакторов и реле в цепях управления отоплением возникают перенапряжения, вызванные протеканием токов самоиндукции. Они могут повредить ртутные термоконтакты, так как те обладают малой разрывной мощностью. Для уменьшения перенапряжений на контактах ТК8° и ТК16° предназначены резисторы R13...R15, R30...R32 и диод Д1.

Если при неисправностях в высоковольтных цепях отопления возникают перегрузки, срабатывает реле перегрузки отопления РПО. Контактом 160-16АБ оно отключает контакторы МК3, МК5, а контактом 64-30 подает сигнал в кабину. Реле РПО. срабатывая, встает на защелку. Восстановить его можно только вручную после соответствующего осмотра отопительной системы.

Отопление кабины имеет два режима: нормальный и интенсивный. Нормальный нагрев включают выключателем В13 “Отопление кабины”. Контактор МК4 подсоединяет два калорифера ЭК4 и ЭК5, соединенные последовательно, под напряжение сети. Для форсированного обогрева кабины дополнительно используют выключатель “Интенсивное отопление”. При этом контактор МК6 закорачивает один калорифер, второй оказывается под напряжением сети. Поэтому увеличивается интенсивность его нагрева.

Катушка контактора МК4 получает питание по цепи: провод 22, предохранитель Пр23, провод 22Б, кнопка “Отопление кабины”, провод 22В, блокировка ПТРК, провод 22Г, блокировка ТРВК, контакты термозащитных вставок Т39, Т310, провод 22Ж, катушка контактора МК4, контакты реле перегрузки РПО 22Л-30, провод 30. Ртутные термоконтакты ТК16°, ТК20° и промежуточное реле ПТРК периодически включают и отключают контактор МК4 (аналогично описанному отоплению пассажирского помещения).

Вентилятор кабины машиниста введен в цепь провода 15, его включает контактор КВ. В цепи обмотки якоря двигателя находится катушка реле ТРВК. контролирующая ток двигателя. Реле не позволяет включиться калориферам кабины при неработающем вентиляторе. Реле перегрузки РПО защищает высоковольтную цепь калориферов от коротких замыканий. Термоплавкие вставки Т39 и Т310 служат для отключения контакторов отопления при нагреве калориферов выше допустимого.

Под ногами машиниста и помощника установлены по два нагревательных элемента ТЭН-32А, которые включаются выключателем “Дополнительный обогрев кабины”. Благодаря специальным отверстиям на подножках обеспечивается циркуляция воздуха.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.