Назначение. Выключатель (по схеме БВ) предназначен для защиты электрооборудования при коротких замыканиях и перегрузках. Собственное время его выключения, т.е. время от момента возникновения условий, вызывающих срабатывание, до начала расхождения контактов составляет 0,002 сек.

Конструкция. Выключатель БВП-105А-1 состоит из двух контактных систем, соединенных последовательно, с общим электропневматический приводом включения, удерживающего электромагнита размагничивающей катушки, выполняющей функцию датчика, двух дугогасительных электромагнитов и двух дугогасительных камер. Все это заключено в один кожух.

Дугогасительные катушки на электромагнитах выполнены проводом ПС-3000 сечением 70 мм2.

Рис. 32. Кинематические схемы быстродействующего выключателя типа БВП-5Т

Рис. 32. Кинематические схемы быстродействующего выключателя типа БВП-5Т: А - выключенное положение (удерживающий электромагнит условно повернут на 90°); Б - промежуточное (кнопка возврата БВ замкнута); В - включенное; 1 - механизм возврата; 2 - рычаг якоря; 3 - регулировочные винты; 4 - неподвижный контакт; 5 — подвижной контакт; 6 — буфер; 7 — размагничивающий виток; 8 - отключающая пружина; 9 - якорь; 10 - место приложения силы при измерении величины контактного нажатия.

Дугогасительные камеры — асбоцементные, двукратные («Камера Петрова») с деионными решетками. Стальных полюсов камера не имеет. Включается выключатель электропневматический приводом, выключается под действием отключающих пружин.

В приводе выключателя применен электромагнитный вентиль типа ВВ-2В-1. Выключатель БВП-105А-1 в отличие от выключателя БВП-5Т имеет диафрагменный привод, представляющий собой замкнутую камеру, разделенную эластичной (резиновой) диафрагмой (от автомашины ЗИЛ-150) на две полости. В рабочую полость камеры подается сжатый воздух; он воздействует на диафрагму, деформирует ее и тем самым перемещает шток привода, связанный с подвижной контактной системой аппарата. Выключатель БВП-105А-1 — поляризованный. Кинематические схемы процесса включения для него такие же, как для выключателя БВП-5Т (рис. 32). Включение быстродействующего выключателя осуществляется механизмом возврата при возбуждении катушки вентиля и удерживающей катушки.

В положении Б, когда якорь прижат к полюсам электромагнита штоком пневматического привода, между контактами имеется еще некоторый зазор. Касание контактов происходит после того, как будет снято напряжение с катушки вентиля и прекратится нажатие штока привода. Во включенном положении В якорь удерживается катушкой электромагнита, а контакты замыкаются под действием отключающих пружин. Технические данные выключателя следующие:

Номинальное напряжение.......................... 3 000 В
Максималыное напряжение......................... 4 000 В
Номинальный ток................................. 250 А
Номинальное напряжение цепи управления.......... 50 В
Предельный отключаемый ток (при индуктивности
цепи около 10 мгн и напряжении сети 3 000 в).... 20 000 А
Число пар контактов силовых..................... 2
Ширина контактов силовых........................ 11-0,12 мм
Раствор контактов силовых....................... 30±5 мм
Нажатие контактов силовых....................... 9-10 кг
Длительный ток блок-контактов................... 6 А
Раствор блок-контактов.......................... 6,5-9,5 мм
Провал блок-контактов........................... 2-4 мм
Нажатие блок-контактов.......................... 0,22—0,44 кг
Число блок-контактов............................ 3 замыкающих
                                                 и 2 размыкающих
Число витков дугогасительной катушки............ 9
Сечение меди дугогасительной катушки............ 70 мм2
Длительный ток дугогасительной катушки.......... 250 А
Провод удерживающей катушки..................... ПЭЛ ∅0,96 мм
Число витков.................................... 4 305
Сопротивление удерживающей катушки при 20°С .... 32,5+2,6-1,6 Ом
Ток длительный удерживающей катушки............. 1,25 А
Напряжение удерживающей катушки................. 50 В
(изоляция катушки рассчитана на 3000 в)
Число витков размагничивающей катушки........... 3
Длительный ток размагничивающей катушки......... 250 А
Ток уставки..................................... 575±25 А

Работа быстродействующего выключателя. При нагрузках, не превышающих тока уставки, в положении В якорь притянут к полюсам электромагнита, а ток в размагничивающем витке создает магнитное поле, способствующее ответвлению части магнитного потока удерживающей катушки в сердечник размагничивающего витка. В случае нагрузок, равных 550 а и выше, ответвление потока вызывает такое ослабление потока в якоре, при котором усилие притяжения якоря становится меньше усилия отключающих пружин, якорь отрывается и контакты размыкаются.

Подготовка к эксплуатации. Перед установкой выключателя необходимо убедиться в наличии пломб на регулировочных винтах и гайках отключающих пружин. После окончания монтажа необходимо подготовить аппарат К работе, для чего следует снять смазку с поверхностей соприкосновения ярма удерживающей катушки и якоря подвижных контактов чистой мягкой безворсной тряпкой. После этого следует проверить наружным осмотром включение и отключение главных контактов и контактов блокировки без нагрузки в силовой цепи.

Утечки воздуха в вентиле не должно быть.

После обкаточных испытаний поезда, перед транспортировкой его в депо приписки, необходимо смазать поверхности соприкосновения ярма удерживающей катушки и якоря техническим вазелином.

Правила эксплуатации и текущего ремонта. Перед пуском поезда в эксплуатацию необходимо снять с поверхности якоря и ярма смазку и проверить работу механизма на включение и отключение, как указано выше.

Выключатель нужно осматривать при каждом контрольно-техническом осмотре поезда. При этом необходимо производить следующие работы:

  1. Проверить состояние подвески и крепления аппарата.
  2. Механизм и внутренность ящика продуть сухим сжатым воздухом давлением 2,5—3 ат.
  3. Проверить состояние уплотнений и замков ящика и камер; все выявленные неисправности уплотнений и замков устранить.
  4. В зимнее время перед продувкой следует очистить аппарат снаружи от снега (перед постановкой вагона на смотровую канаву).
  5. Поверхности изоляционных деталей протереть чистыми безворсными тряпками, увлажненными в бензине. Не допускается применение бензина для протирки катушек и других деталей, покрытых асфальтовым лаком или резиновой изоляцией; протирка их производится сухими безворсными тряпками, а при наличии копоти — тряпками, смоченными спиртом.
  6. Проверить состояние и крепление контактов, силовых и блокировочных. При необходимости подтянуть контактные болты. Зачистить подгары на главных контактах; при зачистке применять тонкий напильник или металлическую щетку и стеклянную бумагу. Применять наждачную бумагу запрещено. После зачистки все части механизма вблизи контактов протереть и продуть сжатым воздухом. Зачистку контактов производить только при наличии сильных подгаров и наплывов.
  7. Дугогасительные камеры в доступных местах зачистить от нагара и копоти и продуть сжатым воздухом как со стороны контактов, так и со стороны деионных решеток.

Камеры периодически просушивать и проверять сопротивление изоляции одного рога по отношению к другому; оно должно быть не менее 10 Мом.

Для того чтобы замерить величину контактного нажатия, нужно снять гибкое соединение и в точке, указанной на чертеже (10, рис. 32), закрепить конец нити пружинного динамометра. Максимальный предел измерения динамометра должен быть не более 5 кГ.

Начало движения контактного рычага, на котором снимают показание динамометра, контролируют лампочкой низкого напряжения, включенной последовательно с главными контактами. Производить контроль с помощью бумажной полоски не рекомендуется.

Показание динамометра в пределах 3,50—3,85 кГ соответствует контактному нажатию 9—10 кГ.

После ремонта, связанного с нарушением регулировки, аппарат необходимо отрегулировать в соответствии с инструкцией.

Регулировка быстродействующего выключателя типа БВП-105А-1. Перед регулировкой быстродействующего выключателя необходимо:

  • проверить механизм на отсутствие заеданий в осях рычагов: в осях подвижного контакта не должно быть качки и перекосов, все оси механизма должны быть смазаны тонким слоем смазки 1-ЛЗ ГОСТ 12811—67;
  • определить величину сопротивлений удерживающей катушки и катушки электромагнитного вентиля;
  • проверить растворы контактов главной цепи, растворы, провалы и нажатие блок-контактов;
  • подать питание на удерживающую катушку и катушку электромагнитного вентиля, проверить, равен ли раствор силовых контактов 7-1 мм в промежуточном положении их при включении выключателя;
  • проверить работу катушки вентиля при 30 в.

Регулировку необходимо производить в следующем порядке:

  1. Отрегулировать нажатие контактов главной цепи в пределах 9—10 кг. Разница в нажатиях контактов не должна превышать 0,2 кг.
  2. Проверить касание главных контактов по всей ширине. При недостаточном касании контактов подпилить их.
  3. Проверить плоскость прилегания якоря к ярму (сердечнику удерживающей катушки), для этого необходимо снять оттиск на тонкую белую бумагу через копировальную. Площадь касания должна быть не менее 75%.
  4. Установить в удерживающей катушке ток 1,25 а и подать питание в силовую цепь. Плюсовой кабель силовой цепи подключить к верхнему зажиму.
  5. Отрегулировать уставку выключателя. При плавном повышении силового тока выключатель должен срабатывать при 575±25 а. Регулировку производить регулировочными винтами. При ввертывании винтов ток уставки увеличивается, при вывертывании — уменьшается. Уставку выключателя нужно проверить не менее трех раз.
  6. Проверить ток удерживающей катушки при отпадании якоря без силового тока: он должен быть не более 0,3 а.
  7. Определить ток удерживающей катушки, при котором якорь удерживается во включенном состоянии, если с катушки вентиля снято напряжение: он должен быть не более 0,45 а. Если окажется, что минимальные токи включения и отпадания выходят за пределы, указанные выше, то необходимо произвести регулировку ВВП с помощью отключающих пружин. Для этого следует увеличить натяжение отключающих пружин при токе включений, большем указанного, и уменьшить натяжение их при токе включения, меньшем указанного. После этого необходимо еще раз отрегулировать ток уставки.
  8. После регулировки все винты и гайки зафиксировать контргайками и запломбировать.
  9. Нанести на удерживающую катушку и зажимы силовой цепи цинковыми белилами маркировку полярности.
  10. Проверить сопротивление изоляции между рогами дугогасительной камеры: оно должно быть не менее 50 Мом.
  11. Произвести испытание изоляции на электрическую прочность переменным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин между:
    Силовой цепью и каркасом - 9500 В
    Неподвижными контактами - 8100 В
    Силовой цепью и цепью управления - 9500 В
    Катушкой вентиля и каркасом - 1 500 В
    При повторном испытании на пробой величину испытательного напряжения снизить на 15%.
  12. Произвести обжиг камер путем шестикратного отключения тока глухого короткого замыкания одного ртутновыпрямительного агрегата ЭВНУ-500Х6 при индуктивности цепи 10 мгн.

Первое отключение глухого короткого замыкания проводить при напряжении на выводах ртутновыпрямительного агрегата 3,0 кВ, при последующих отключениях повышать напряжение на 100—150 В. Последнее отключение производить при максимально возможном напряжении сети, т. е. при 3,7—3,9 кВ.

Аппарат должен отключать токи глухого короткого замыкания, не затягивая процесс дугогашения (т. е. не должна срабатывать защита ртутного выпрямителя). После этого обязательно нужно зачистить контакты, а стенки дугогасительных камер не зачищать.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.