Контактор КМВ-104,1 открытого исполнения предназначен для работы во вспомогательных цепях (по схеме МК1 — МК5) постоянного тока электропоездов, его устанавливают в брызгопыленепроницаемой камере (ящике).

При подаче напряжения на катушку электромагнита якорь притягивается к сердечнику и происходит включение контактора (замыкание силовых контактов), так как подвижной контакт прикреплен через изоляционную деталь к якорю. Гашение дуги происходит в щелевой дугогасительной камере в поле постоянного магнита.

Все узлы и детали контактора смонтированы на изоляционной пластмассовой панели, которая является основной несущей деталью. Она изготовлена из прессмассы АГ-4В.

К якорю электромагнитного привода (электромагнита) крепят изолятор с подвижным контактом — подвижную контактную систему. Панель имеет две запрессованные резьбовые втулки (М10) для крепления контактора к несущей конструкции. Контактор снабжен лабиринтно-щелевой дугогасительной камерой. Для создания магнитного дутья использован постоянный магнит и два полюса, скрепленные заклепкой. Все вместе они составляют систему дугогашения, базирующуюся на горизонтальных изоляционных стойках.

Система дугогашения является неразборной. Северный полюс постоянного магнита системы дугогашения находится с правой стороны контактора, если смотреть на контактор со стороны зажима «+» (стойка вокруг северного полюса постоянного магнита покрашена в синий цвет, зажим « + » находится у подвижного контакта, зажим «—» у неподвижного контакта). Технические данные контактора следующие:

Напряжение номинальное........................... 3000 В
Напряжение максимальное.......................... 4000 В
Номинальное напряжение цепи управления........... 50 В
Ток номинальный до............................... 100 А*
Раствор силовых контактов........................ 21—24 мм
Провал силовых контактов......................... 6—12 мм
Нажатие силовых контактов:
    начальное.................................... ≥0,4 кг
    конечное..................................... 1,0—4,2 кг
Сопротивление включающей катушки................. 84,4+6,7-4,2 Ом
Напряжение отпадания............................. ≥25 в
Габариты контактора.............................. 325×450×100 мм
Номинальная отключающая способность
при индуктивности 10 мГн:
    номинальный отключаемый ток.................. до 250 А*
    предельный отключаемый ток................... до 350 А*
    критический ток.............................. 0,25 А
Максимальная отключающая способность
при напряжении 3600 В............................ до 220 А*

Примечание. Величины, отмеченные знаком *, относятся к открыто установленному контактору. При установке контактора в оболочке (ящике) эти величины определяются конкретными условиями монтажа.

Контроль работы контактора заключается в проверке состояния контактов, движения контактной системы ,и регулировке отключающей пружины.

Рис 33. Схема измерения индукции

Рис 33. Схема измерения индукции

При каждом контрольно-техническом осмотре поезда необходимо проверять движение подвижной системы, крепление контактора, силовых контактов, а также отсутствие соприкосновения гибкого соединения и изоляции подвижной системы, рога подвижного контакта и стенки дугогасительной камеры.

При каждом малом периодическом ремонте необходимо:

  • поверхности изоляционных деталей протереть сухой безворсной ветошью;
  • проверить состояние силовых контактов. При необходимости зачистить подгары на силовых контактах. После зачистки соприкосновение контактов должно происходить на длине не менее 80% ширины контакта;
  • тщательно осмотреть дугогасительную камеру. Измерить сопротивление изоляции стенок камеры, установленной на контактор; между дугогасительными рогами при надетой дугогасительной камере оно должно быть не менее 50 Мом. Если сопротивление изоляции ниже, следует произвести сушку камеры и при необходимости устранить соприкосновение дугогасительного рога подвижного контакта и стенок камеры. При обнаружении в устье камеры налета зеленого цвета прочистить ее сухой безворсной ветошью;
  • проверить состояние гибкого соединения, при износе более чем на 25% соединение заменить новым;
  • определить величину индукции постоянного магнита при разомкнутых силовых контактах. Она должна быть в зоне дугогашения в месте, указанном на рис. 33, не менее 60 гс. В противном случае собранную дугогасительную систему необходимо намагнитить исходя из расчета 3 000 ампер-витков на 1 см длины постоянного магнита. Измерение индукции следует производить гауссметром класса точности не менее 2,5 с датчиком Холла производства Чехословацкой фирмы «Метра» или другим равноценным гауссметром с пределом измерений не более 2 000 гс;
  • проверить состояние выводов катушки электромагнита;
  • после проведенных работ контактор и камеру (ящик) продуть сухим сжатым воздухом.

Возможные неисправности контактора указаны в табл. 8.

Таблица 8

Неисправность Вероятная причина неисправности Метод устранения
Подвижной контакт касается стенок дугогасителной камеры Ослабла скоба крепления подвижной контактной системы к ярму электромагнита Произвести регулировку скобы
Перекрытие по поверхности изоляционного держателя подвижной контактной системы Загрязнение держателя или касание гибкого соединения изоляции держателя Изоляцию держателя протереть сухой ветошью и устранить соприкосновение гибкого соединения и изоляции держателя
Оторвалось гибкое соединение Неудовлетворительное припаивание наконечников. Невнимательное обслуживание контактора в условиях эксплуатации Установить новое гибкое соединение
Контактор не отключил ток. Сгорела дугогасительная камера или другие узлы контактора Не выполнены указания по наблюдению за дугогасительной камерой, при эксплуатации контактора сопротивление изоляции было ниже 50 Мом. Дугогасительный рог подвижного контакта касался стенки дугогасительной камеры. Заедание подвижного контакта в камере Провести ревизию дугогасительной камеры, очистку ее и сушку. Устранить касание рога подвижного контакта и самого контакта стенок дугогасительпой камеры. При сильном повреждении камеры или других узлов контактора произвести их замену новыми

Хранение контакторов и запасных частей к ним должно производиться в закрытых помещениях в условиях, исключающих порчу контактора, при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С и относительной влажности не более 80%. Контактор нельзя хранить в среде, содержащей взрывоопасные и химически активнее газы и пары, разрушающие металлы и изоляцию.

При отдельной транспортировке контактора КМВ-104,1 следует использовать его ящик поставки завода РЭЗ.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.