Электродвигатели УРТ-110А (рис. 24 и 25) устанавливают на моторных тележках электропоездов ЭР1 и ЭР2. Подвеска двигателя независимая, опорно-рамная. Двигатель крепят консольно к двум П-образным выступам остова при помощи двух болтов М36. Передача вращающего момента на ось колесной пары осуществляется через эластичную муфту и одностороннюю зубчатую передачу с передаточным отношением, равным 3,17. Выступы на остове со стороны оси предохраняют двигатель от падения на рельсы в случае аварии.

Все основные детали якоря (коллектор, сердечник и обмоткодержатели) устанавливают на втулку, которая напрессована на вал. Это позволяет в случае необходимости заменить вал, не нарушая целостности остальных элементов.

Сердечник якоря набран из лакированных листов электротехнической стали Э12 толщиной 0,5 мм, спрессованных между обмоткодержателями.

Обмоткодержатель (со стороны вентилятора) упирается в бурт втулки якоря, а со стороны коллектора обмоткодержатель и коллектор запирают специальной гайкой.

Коллектор имеет два армирующих кольца и изолирован от втулки пластмассой АГ-4.

Обмотка якоря состоит из семи одновитковых секций. В качестве межвитковой изоляции использован поликасиновый синтетический изоляционный материал ЛСПК-0,09, намотанный вполуперекрышу. Корпусная изоляция изготовлена из липкой стеклоэскапоновой ленты толщиной 0,17 мм, намотанной в четыре слоя вполуперекрышу (пазовая часть), поверх которой намотан один слой стеклоленты. У выхода из паза в расширенных его частях установлена У-образная изоляция из эскапонового стелофолия и электрокартона. Обмотка удерживается в пазах текстолитовыми клиньями, а на лобовых частях — бандажами из ленты стеклянной нетканой бандажной. Якорь пропитывают в лаке ФЛ-98 ГОСТ 12294—66 вакуумно-нагнетательным способом.

Сердечники главных полюсов собраны из стальных штампованных листов толщиной 2 мм, спрессованных в пакет и стянутых заклепками. Полюсы к станине крепят тремя болтами, которые ввертывают в стальной стержень, проходящий через отверстие вдоль полюса. Сердечники дополнительных полюсов изготовлены из стального литья. Их крепят к станине тремя болтами. Между сердечником и станиной положены диамагнитные прокладки общей толщиной 4 мм, увеличивающие диамагнитный зазор в цепи дополнительного полюса.

Рис. 24. Продольный разрез двигателя постоянного тока УРТ-110А

Рис. 24. Продольный разрез двигателя постоянного тока УРТ-110А: 1 — остов; 2 — якорь; 3 — шайба упорная; 4 — передняя крышка; 5 — радиально-упорный подшипник; 6 — передний подшипниковый щит; 7 — щеткодержатель; 8 — катушка главного полюса; 9 — стержень главного полюса; 10 — сердечник главного полюса; 11 — задний подшипниковый щит; 12 — задняя крышка; 13 — катушка дополнительного полюса; 14 — сердечник дополнительного полюса; 15 — выводы

Катушки главных и дополнительных полюсов намотаны из шинной голой меди. Катушка главного полюса двухслойная, состоит из 76 витков. Катушка дополнительного полюса имеет 56 витков и намотана на ребро. Межвитковая изоляция катушек выполнена из асбестовой бумаги толщиной 0,3 мм, корпусная — из пяти слоев липкой стеклоэскапоновой ленты толщиной 0,17 мм, уложенной вполуперекрышу, и одного слоя киперной ленты. Межкатушечные 44 соединения и выводы из машины выполняют проводами марки ПМ. У сечением 35 мм2. Катушки прижимают к станине при помощи пружинных фланцев.

Корпус щеткодержателя латунный, выполняется литьем под давлением. Нажатие на щетки осуществляется нажимным пальцем при помощи винтовой пружины.

Кронштейн щеткодержателя изготовлен из пластмассы АГ-4В, армированной резьбовыми втулками из пресспорошка для крепления его к остову, и стальной гребенкой для сочленения кронштейна с корпусом щеткодержателя. Щеткодержатель к кронштейну крепят болтом М16.

Рис. 25. Поперечный разрез двигателя УРТ-110А. Обозначения см. на рис. 24

Рис. 25. Поперечный разрез двигателя УРТ-110А. Обозначения см. на рис. 24

Остов электродвигателя стальной, литой, в поперечном сечении имеет восьмигранную форму. В нем сделаны три смотровых коллекторных люка (сверху, сбоку и снизу) и один вентиляционный (вверху) для забора воздуха. Выброс воздуха производится в отверстие остова со стороны, противоположной коллектору, где расположены вентиляционные лопатки, отлитые как одно целое с обмоткодержателем якоря.

В горловины остова устанавливают подшипниковые щиты, в гнезда которых запрессованы наружные обоймы роликовых подшипников. Внутренние кольца подшипников насаживают на вал. Радиально-упорный подшипник со стороны коллектора предохраняет якорь от продольных перемещений, а радиальный подшипник со стороны привода допускает осевое перемещение при температурных изменениях длины вала. Со стороны привода установлен роликовый подшипник ГОСТ 8328—57, ТУ 3402-Ж-61 8Н32419М, а с Противоположной стороны роликовый подшипник ГОСТ 8328—57, ТУ 3402-Ж-61 8Н6241К 1М.

Смазка подшипников марки 1-ЛЗ ГОСТ 12811—67. Добавляют смазку через отверстия в подшипниковых крышках, нормально закрытых пробками.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.