Назначение. Скоростемер СЛ2М является самопишущим измерительным прибором. Скоростемер предназначается для выдачи непрерывных показаний скорости движения, пройденного пути и суточного времени. Одновременно с этим прибор записывает на диаграммной ленте скорость движения, пройденный путь, время, давление в тормозной магистрали, направление движения, показания красного, красного над желтым и белого огней локомотивного светофора АЛСН и включенное положение автостопа. С помощью привода осуществляется связь 1-й колесной пары головного вагона со скоростемером.

Конструкция. Технические данные и указания по уходу за скоростемером в процессе эксплуатации приведены в Инструкции по эксплуатации и ремонту локомотивных скоростемеров типов СЛ2 и СЛ2М (ЦТ/2304, 1964 г.).

Механический привод скоростемера СЛ2М состоит из следующих основных узлов (рис. 51); червячного редуктора 1, телескопического вала 2, конического редуктора 3 и нижнего 4, наклонного 5 и верхнего промежуточных валов. Последний расположен в верхнем подшипниковом узле 6.

Червячный редуктор с передаточным отношением 11,5 расположен в правой (при движении «кабиной вперед») крышке буксы первой колесной пары тележки головного вагона. Червячный вал 10 получает вращение через обгонную муфту 12 от резьбовых пальцев 13, ввернутых в торец оси колесной пары. Обгонная муфта отключает привод скоростемера при движении головного вагона «кабиной назад». Червяк передает вращение валу червячного колеса 17 (рис. 52), который через дюритовую втулку соединен с телескопическим валом 2.

Рис. 51. Скоростемер (а) и конический редуктор скоростемера (б)

Рис. 51. Скоростемер (а) и конический редуктор скоростемера (б)

Рис. 52. Червячный редуктор скоростемера (а) и подшипниковые узлы (б)

Рис. 52. Червячный редуктор скоростемера (а) и подшипниковые узлы (б)

Телескопический вал через дюритовый шланг передает вращение коническому редуктору 3, который крепится к нижнему фланцу вертикальной трубы, приваренной к буферному брусу рамы кузова. В конструкции телескопического вала использованы капроновые втулки с квадратными отверстиями, через которые проходит металлический квадратный вал, имеющий возможность перемещаться вдоль этих втулок, одновременно передавая вращение.

Конический редуктор, имеющий передаточное отношение 1:1, состоит из следующих основных деталей: корпуса 26, ведущей 25 и ведомой 27 шестерен, хвостовики которых опираются на подшипники 24, установленные в корпусах 22. Прокладки 23 и 28 между корпусом редуктора и буртиком корпусов подшипников служат для регулирования бокового зазора конического зубчатого зацепления.

Ведомая шестерня вращает трубу 29 и далее через дюриты и наклонный вал 5 верхний промежуточный вал 29, опорой которому служит верхний подшипниковый узел 6. Выходной вал 31 скоростемера приводится во вращение верхним промежуточным валом.

Скоростемер СЛ2М установлен на пульте кабины машиниста и крепится к кронштейну, имеющему вертикальные и горизонтальные пазы, предназначенные для регулирования установки скоростемера. Регулирование соосности между валиком скоростемера и верхним промежуточным валиком производят с помощью шайб 30 и гаек 32. Для смазки подшипниковых узлов промежуточных опор и конического редуктора предусмотрены специальные масленки 33.

Характеристик и осмотров и периодических ремонтов. При профилактическом осмотре нужно произвести следующие работы: проверить резьбовые соединения крепления привода скоростемера, состояние дюритовых втулок и затяжку хомутиков, крепящих дюриты. При необходимости крепеж и хомутики подтянуть, а дюриты заменить.

При малом периодическом ремонте (МПР) необходимо выполнить все работы, предусмотренные профилактическим осмотром, и, кроме того, проверить систему «привод скоростемера—скоростемер». Для этого необходимо отсоединить втулку 21, соединяющую вал червячного колеса с телескопическим валом, и проверить легкость вращения системы, которая должна свободно вращаться от усилия руки. Крутящий момент при этом не должен превышать 0,5 кГм. Если обнаружено заедание, причинами которого могут быть отсутствие смазки в подшипниковых узлах и коническом редукторе или недопустимые перекосы валов, его нужно устранить. После этой проверки необходимо установить отсоединенный дюрит и затянуть хомутик.

При каждом большом периодическом ремонте (БПР) необходимо выполнить все работы, предусмотренные МПР, и, кроме того, пополнить смазку в червячном редукторе, применяя масло индустриальное 45 ГОСТ 1707—51 иди компрессорное масло Т ГОСТ 1861—54; пополнить смазку в полости подшипников опорных узлов и в полости конического редуктора через масленки 33, применяя смазку железнодорожную 1-ЛЗ ГОСТ 12811—67.

При каждом подъемочном ремонте необходимо выполнить все работы, предусмотренные БПР, и, кроме того, произвести ревизию червячного 1 и конического 3 редукторов и подшипников опорных промежуточных валов.

При ревизии червячного редуктора необходимо: отсоединить болты 14 и снять редуктор; спять крышки 11 и 7 и отсоединить подшипник 9, вынуть червячный вал 10 вместе с обгонной муфтой 12; разобрать обгонную муфту; снять крышку 20 и вынуть вал 17 вместе с червячным колесом 16 и подшипниками 18 и 15. Следует также промыть узлы и детали и проверить их состояние. Недопустимы: поломка или трещины зубьев червяка и червячного колеса, поломка или трещины сепараторов подшипников; коррозия подшипников, поломка или трещины в деталях обгонной муфты.

После этого нужно собрать редуктор, отрегулировать осевой зазор червяка 10 в подшипниках в пределах 0,05—0,15 мм при помощи прокладок 8, отрегулировать боковой зазор в зацеплении в пределах 0,07—0,04 мм прокладками 19. Затем полость корпуса редуктора заполнить маслом индустриальным 45 ГОСТ 1707—51 или компрессорным Т ГОСТ 1861—54 до уровня половины зуба червяка. Прокрутить редуктор вручную: вращение валов должно быть свободным и легким.

Собрать обгонную муфту 12, предварительно смазав трущиеся детали маслом индустриальным 12 (веретенное 2) ГОСТ 1707—54, (допускается замена: осевое масло марки «3» ГОСТ 610—48). В районах с суровыми климатическими условиями зимой необходимо применять масло осевое марки «С» ГОСТ 610—48. Проверить качество сборки обгонной муфты: в сторону холостого хода она должна вращаться свободно, без заеданий.

Редуктор нужно обкатать вхолостую в течение 15 мин при скорости вращения вала 400 об/мин. Температура масла не должна превышать 60°С. Затем следует проверить состояние резьбовых пальцев 13, трещины не допустимы.

При ревизии конического редуктора необходимо: снять хомутики и отсоединить дюритовые втулки, соединяющие телескопический вал 2 с хвостовиком ведущей шестерни 25; отвернуть болты, крепящие конический редуктор к фланцу трубы, и снять редуктор; отвернуть болты 34 и вынуть корпуса подшипников 22 вместе с подшипниками 24. ведущей 25 и ведомой 27 шестернями; демонтировать подшипники и шестерни из корпусов; все детали, включая корпус редуктора, очистить от смазки и грязи — промыть в обезвоженном керосине и проверить их состояние. Недопустимы поломка или трещины зубьев конических шестерен, поломка или трещины сепараторов подшипников, коррозия подшипников.

Сборку конического редуктора производить в обратной последовательности. На собранном редукторе произвести проверку бокового зазора в зубьях шестерён при полностью выбранных осевых зазорах обоих валов. При этом, если полностью выбраны зазоры в сторону вершины конуса, не должно быть заклинивания, а если выбраны зазоры в сторону основания конуса, боковой зазор в зацеплении не должен превышать 0,6 мм. Регулирование бокового зазора производят прокладками 23 и 28. Минимальный осевой разбег валов должен быть не более 0,15 мм.

Полость корпуса 26 отрегулированного редуктора и корпуса подшипников заполнить смазкой железнодорожной (1-ЛЗ) ГОСТ 12811—67, для чего в корпусе редуктора имеется лючок и масленки 33. Конический редуктор перед установкой на вагон необходимо прокрутить вручную: вращение должно быть легким и свободным.

Для ревизии верхней и нижней подшипниковых опор наклонного вала 5 необходимо отсоединить их от последнего и кронштейна в кабине и трубы. Демонтировать подшипники, очистить от смазки в обезвоженном керосине и осмотреть. Не допускаются поломка или трещины сепараторов и коррозия подшипников. Собранные подшипниковые узлы заполнить смазкой железнодорожной
(1-ЛЗ) ГОСТ 12811—67. Порядок разборки и сборки этих узлов очевиден на рис. 51 и 52 (сеч. Б—Б и В—В).

После установки скоростемера СЛ2М необходимо проверить его положение (предельное отклонение от вертикали 3°) и соосность валика скоростемера и верхнего промежуточного вала: зазор между валиком скоростемера СЛ2М и верхним промежуточным валом должен быть равномерным и не менее 0,5 мм на сторону.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.