Для питания цепей низкого напряжения на каждом прицепном вагоне установлен генератор, приводимый во вращение делителем напряжения, и аккумуляторная батарея, работающая в режиме постоянного подзаряда.

Рис. 73. Схема цепей генератора управления и аккумуляторной батареи

Рис. 73. Схема цепей генератора управления и аккумуляторной батареи

Генератор имеет мощность 10 квт при напряжении 50 в и питает: четыре двигателя вентилятора двух вагонов секции; лампы освещения салонов, тамбуров и служебных помещений двух вагонов; цепи управления и сигнализации, получающие питание от секционных проводов 15, 16 и 20; устройства для обогрева маслоотделителя компрессора; цепь заряда аккумуляторной батареи; обогреватель бака туалетной.

Генератор головного вагона дополнительно питает цепи управления, подключенные к поездным проводам, прожектор, обогреватель стекол, буферные и сигнальные фонари, а также цепи электропневматического тормоза.

Аккумуляторная батарея имеет емкость 125 а-ч и служит для питания двигателя вспомогательного компрессора подъема токоприемника и электромагнитных контакторов при заправке поезда, для управления поездом в течение некоторого времени при выходе из строя генератора управления головного вагона, а также для питания дежурного и служебного освещения двух вагонов при опущенном токоприемнике или неработающем генераторе управления. Схема узла генератор — батарея приведена на рис. 73.

С целью обеспечения необходимого зарядного напряжения для каждого элемента аккумуляторная батарея разделена па пять групп по восемь элементов в каждой. В режиме заряда две крайние (по схеме) группы соединены параллельно и последовательно с тремя остальными подсоединены к генератору управления.

Для выравнивания заряда всех элементов батареи параллельное и последовательное соединение групп меняют в зависимости от направления движения поезда. Переключение групп осуществляется при помощи контакторов КБ1 и КБ2. Управление контакторами КБ1 и КБ2 осуществляется с помощью реле ПРА, переключающие катушки которого ПРА(в) и ПРА(н) получают питание по проводам управления реверсором 11 и 12.

Для стабилизации напряжения генератора при изменениях скорости вращения и нагрузки служит вибрационный регулятор напряжения СРН. Он имеет две последовательно соединенные обмотки, включенные через сопротивления Р93—Р96 на зажимы генератора, одну обмотку, включенную в цепь заряда аккумуляторной батареи, три угольных контакта, регулирующих величину добавочного сопротивления в цепи шунтовой обмотки возбуждения генератора.

При небольшой скорости вращения генератора, т. е. при напряжении сети менее 2 700 в и большой нагрузке, подвижной контакт вибрирует с частотой 50—100 гц у правого неподвижного контакта, шунтируя сопротивление Р94—Р95 в такой степени, что ток возбуждения обеспечивает напряжение генератора 50—52 в. При большой скорости вращения подвижной контакт вибрирует с такой же частотой у левого контакта, шунтируя через сопротивление Р97—Р92 обмотку возбуждения и поддерживая напряжение генератора равным 52—53 в. Это наиболее часто встречающийся режим работы регулятора. Сопротивление Р93—Р94 величиной 2 ом ограничивает ток возбуждения при очень низких напряжениях сети (ниже 2300 в), когда скорость вращения делителя напряжения настолько падает, что подвижной контакт регулятора прижимается к правому контакту и перестает вибрировать. Это сопротивление предохраняет обмотку возбуждения генератора от недопустимого перегрева.

Последовательная обмотка включена согласно с параллельными и поэтому при большом зарядном токе аккумуляторной батареи подвижной контакт регулятора вибрирует у левого неподвижного контакта.

Для подключения батареи к генератору при достаточном напряжении на его зажимах и отключения батареи при снижении напряжения генератора, вызывающем большой ток разряда батареи, служит реле обратного тока РОТ, управляющее контактором Г. Реле имеет две обмотки: параллельную, включенную через сопротивление Р90—Р91 на напряжение генератора, и последовательную, включенную в цепь заряда батареи. Контакт реле РОТ включен в цепь обмотки контактора Г. В свою очередь размыкающий блок-контакт контактора Г шунтирует сопротивление Р90 -Р91 цепи параллельной обмотки реле, чем достигается увеличение коэффициента возврата системы, т. е. повышение напряжения отпадания при том же напряжении включения.

При запуске делителя напряжения реле РОТ включается при помощи параллельной обмотки, когда напряжение генератора достигает 49,5—50,5 в. После включения реле контактор Г подключает батарею к генератору. При включении делителя напряжения или при очень сильном снижении напряжения контактной сети по мере снижения скорости вращения делителя напряжения через последовательную обмотку реле начинает протекать ток заряда батареи в питающие цепи, подключённые к проводу 16. При отсутствии этих цепей образуется обратный ток генератора. Когда он достигает 8—12 а, якорь реле отпадает и контактор Г отключается.

Для контроля работы генератора и батареи предусмотрен амперметр генератора и вольтметр батареи. Защита от коротких замыканий осуществляется плавким предохранителем генератора П1 на номинальный ток 160 а и двумя предохранителями батареи П2, П3 на ток 35 а (прицепные вагоны) или 60 а (головные вагоны). Для отключения батареи при отстое поезда предусмотрен двухполюсный выключатель Р.

Контроль изоляции проводов управления относительно «земли» осуществляется с помощью двух ламп, которые через пакетный выключатель подключены к проводам 15, 30 и к «земле» и горят вполнакала. При ухудшении состояния изоляции в цепи проводов 15 или 30 одна из ламп горит ярче другой, а при полном заземлении — полным накалом.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.