Конструкция. Регулятор (рис. 90) пневмомеханического действия устанавливают в тормозной передаче с тормозными цилиндрами на раме тележки моторного вагона электропоезда. Он предназначен для регулирования выхода штока тормозного цилиндра в заданных пределах.

Полость корпуса регулятора 5 при износе тормозных колодок при помощи патрубка 1 (рис. 91) сообщается с рабочей полостью тормозного цилиндра 3. Соединение патрубка 1 и тормозного цилиндра выполнено так, что при оптимальном выходе штока тормозного цилиндра, т. е. при допускаемом зазоре между тормозными колодками и поверхностью катания колеса, воздух из тормозного цилиндра не попадает в полость поршня 16 регулятора (см. рис. 90), так как отверстие подключения соединительного патрубка находится за поршнем. При выходе штока тормозного цилиндра, большем оптимального, что происходит в связи с износом тормозных колодок (т. е. при зазоре между тормозными колодками и поверхностью катания колеса больше допустимого), поршень тормозного цилиндра проходит отверстие подключения соединительного патрубка и тем самым соединяет рабочие полости поршней тормозного цилиндра и регулятора через патрубок 1 (см. рис. 91). Под воздействием давления воздуха приблизительно 1,5—2 ат поршень регулятора 16 (см. рис. 90) перемещается до упора в стакан 12, сжимая при этом возвратную пружину 14. Собачка 19, установленная шарнирно на поршне регулятора, прижимается к храповому колесу 15 пружиной 20 и проскакивает по храповому колесу, не поворачивая его.

Рис. 90. Регулятор пневмомеханического действия:

Рис. 90. Регулятор пневмомеханического действия: 1—резиновый колпак; 2— втулка; 3 — кнопка; 4 — механизм стопорения; 5 — корпус; 6 — шпиндель; 7 — гайка; 8 — опора гайки; 9 — кольцо; 10 — брезентовый чехол; 11 — тяга; 12—стакан; 13— фильтр; 14 и 20— пружина; 15 — храповое колесо; 16— поршень; 17 — манжета; 18 — крышка; 19— собачка

Рис. 91, Схема включения регулятора в рычажно-тормозную передачу моторного вагона:

Рис. 91, Схема включения регулятора в рычажно-тормозную передачу моторного вагона: 1 — патрубок; 2 — разобщительный кран; 3 — тормозной цилиндр; 4 — регулятор

При отпуске тормоза давление в тормозном цилиндре и регуляторе падает и возвратная пружина возвращает поршень регулятора в первоначальное положение до упора в крышку 18. При этом собачка поворачивает храповое колесо на два зуба и затем выходит из зацепления с храповым колесом. Храповое колесо жестко сидит на шпинделе 6. Концевая тяга 11 рычага тормозной системы ввернута в гайку 7. Гайка при торможении упирается сферической поверхностью в сферическую опору 8, освобождая тем самым резину от нагрузки. Сферическая опора установлена на опорном кронштейне рамы тележки вагона электропоезда. Тяга 11 со стороны опорного кронштейна закрыта брезентовым чехлом 10, который закрепляется на тяге и на кольце 9. На другой конец шпинделя регулятора надет резиновый колпачок, препятствующий проникновению пыли, влаги и грязи в механизм регулятора. В нижней части стакана 12 установлен воздухоочиститель — фильтр 13, который выполнен из конского волоса, пропитанного маслом. Регулятор снабжен механизмом стопорения 4, назначение которого — предупреждение самопроизвольного поворота шпинделя с гайкой под действием вибрации во время хода поезда. При повороте храпового колеса со шпинделем тяга 11 рычага тормозной системы втягивается в гайку т. е. укорачивается. В результате уменьшается зазор между тормозными колодками и поверхностью катания колеса до заданной величины, которая обусловливается положением отверстия подключения соединительного патрубка на тормозном цилиндре.

Для замены изношенных тормозных колодок достаточно отключить механизм стопорения, нажав на кнопку 3, и, вращая втулку 2 за рукоятки против часовой стрелки, вывернуть (удлинить) тягу рычага до необходимой величины. В случае выхода из строя регулятора нужно перекрыть разобщительный кран 2 (см. рис.91).

Минимальное давление воздуха на поршень регулятора, при котором он срабатывает, равно 0,8 ат.

Эксплуатационные требования. Проверку регулировки выхода штока тормозного цилиндра и контрольный осмотр регулятора необходимо выполнять при профилактическом осмотре моторвагонного подвижного состава согласно § 664 Инструкции ЦТ/2333 и, кроме того, производить работы согласно Инструкции по тормозам ЦТ/2410.

Разборку регулятора и предупредительный ремонт нужно выполнять при большом периодическом ремонте и при каждом выходе регулятора из строя.

На поршень регулятора, манжеты и все трущиеся поверхности должна быть нанесена смазка ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267—59, или смазка железнодорожная (1-ЛЗ) ГОСТ 12811—67, или ЖТКЗ-65 ВТУ (ЦТ4 № 13—66).

Заменять набивку фильтра 13 (см. рис. 90) следует на малом периодическом ремонте через каждые 45 суток.

Максимальный допустимый суммарный износ направляющей планки и головки тяги 11 равен 3+1 мм. Эксплуатация регулятора с суммарным износом направляющей планки и головки тяги свыше 3+1 мм может привести к заклиниванию тяги в гайке. Регулятор при этом срабатывать не будет. Восстановить изношенные поверхности наплавкой.

Втулка 2 должна быть закрыта с торца резиновым, металлическим или брезентовым колпачком, а тяга — чехлом 10- Назначение их — не допускать попадание пыли, песка и грязи на трущиеся поверхности винта и гайки. Эксплуатировать регулятор без чехлов категорически запрещается.

Выход штока тормозного цилиндра должен быть в пределах 60±5 мм. Суммарный зазор между тормозными колодками и поверхностями катания колес должен равняться 28+8 мм. При этом тормозные колодки должны равномерно отходить от поверхности катания колеса.

В случае выхода из строя авторегулятора зазор можно регулировать вручную. Для этого имеются рукоятки на втулке шпинделя. Чтобы уменьшить зазор, следует поворачивать втулку по часовой стрелке. Для увеличения зазора и при смене колодок втулку следует поворачивать против часовой стрелки, предварительно нажав на кнопку 3 стопора до отказа. Необходимо помнить, что, поворачивая за рукоятки втулку против часовой стрелки, не нажав на кнопку стопора, вы портите механизм.

В случае выхода из строя манжеты 17 регулятор срабатывать не будет, ибо при этом произойдет интенсивная утечка воздуха из тормозного цилиндра. Для прекращения утечки воздуха следует перекрыть трубопровод краном 2 (см. рис. 91) и в случае необходимости дальнейшей эксплуатации тормоза регулировку зазора производить вручную.

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.