Конструкция и характеристики. Компрессор ЭК-7Б служит для питания сжатым воздухом тормозов и пневматических приборов электропоездов, его устанавливают на каждом головном и прицепном вагоне. Агрегат весит 483 кг, габаритные размеры его 1064×702×510 мм. Компрессор работает в повторно-кратковременном режиме с ПВ-50%, продолжительность работы под давлением не более 5 мин. Технические характеристики компрессора следующие:

Число ступеней сжатия.......................... 1
Давление рабочее............................... 8 кг/см2
Производительность при 560 об/мин.............. 0,62 м3/мин
Охлаждение..................................... воздушное, естественное
Число цилиндров................................ 2
Ход поршня..................................... 92 мм
Диаметр цилиндра............................... 112 мм
Передаточное число редуктора................... 1,81

В качестве привода компрессора использован двигатель постоянного тока типа ДК-409В. Технические характеристики двигателя следующие:

Напряжение (поминальное)................................ 1 500 В
Мощность двигателя при напряжении 1 500 В............... 5 кВт
То же при 1 650 В....................................... 5,5 кВт
Скорость вращения при напряжении 1 500 в................ 1 020 об/мин
То же при 1 650 В....................................... 1 140 об/мин
Ток поминальный......................................... 3,3 А

Компрессор ЭК-7Б относят к типу горизонтальных одноступенчатых поршневых машин. Корпус его представляет собой чугунную отливку жесткой конструкции, на нем смонтированы все узлы компрессора. Так, на корпусе установлен блок цилиндров с самодействующими полосовыми всасывающими и нагнетательными клапанами. Всасывание воздуха осуществляется через воздушный фильтр.Сжатие воздуха в цилиндрах происходит вследствие возвратно-поступательного движения поршней.

Коленчатый вал опирается на два шариковых подшипника, расположенных по концам этого вала в гнездах корпуса. Во вращение коленчатый вал приводится электродвигателем через двухступенчатый редуктор, помещенный в специальном отсеке корпуса компрессора. Корпус компрессора крепят к корпусу двигателя.

Система смазки. Смазка компрессора производится разбрызгиванием. Шестерни редуктора частично погружаются в масло и, вращаясь, смазывают весь редуктор. Укрепленные на шатунах разбрызгиватели смазывают все трущиеся пары компрессора. Контролируют уровень масла по маслоуказателю, расположенному сбоку компрессора. Масло заливают до верхней риски масло-указателя. Сливают масло через коническую пробку в нижней части корпуса редуктора.

Правила эксплуатации. В условиях эксплуатации необходимо внимательно наблюдать за состоянием и работой компрессора в целом и его отдельных узлов.

Технический осмотр. Технический осмотр необходимо производить не реже, чем через один малый периодический ремонт. При этом необходимо:

  • осмотреть корпус снаружи с целью выявления трещин;
  • проверить, нет ли течи масла из корпуса;
  • обратить внимание на состояние компрессора, на время его работы: не наблюдается ли ненормальная вибрация, шум, стуки в корпусе, в поршнях и блоке цилиндров;
  • проверить действие сапуна, в случае загрязнения осторожно прочистить его, чтобы накопившаяся грязь не попала в корпус;
  • определить, достаточно ли масла в корпусе: уровень масла должен находиться между рисками линейки маслоуказателя;
  • проверить состояние и крепление воздухопроводов;
  • установить, нет ли нагара на клапанах, ибо при наличии его снижается производительность компрессора;
  • осмотреть подвеску компрессора;
  • определить, плотно ли завернуты пробки и сапун в корпусе компрессора, нет ли утечки масла из них;
  • проверить плотность соединения воздухопровода с компрессором; при этом прежде всего обратить внимание на первое соединение (от компрессора), так как чаще всего в нем бывает утечка воздуха вследствие температурных изменений при работе компрессора;
  • проверить плотность прилегания клапанных пластин к седлам, плотность крепления досок клапанов, крепление блока цилиндров, клапанной крышки, крышки коленчатого вала, боковой и верхних крышек корпуса компрессора.

Демонтаж и монтаж. В эксплуатации компрессор приходится частично или полностью демонтировать. Во избежание порчи деталей работу по демонтажу следует выполнять после снятия компрессора в следующем порядке:

  • слить масло из корпуса;
  • снять боковую и верхние крышки корпуса;
  • снять клапанную крышку и клапаны;
  • снять блок цилиндров;
  • расшплинтовать гайки шатунных болтов, отвернуть гайки, снять крышки шатунов, вынуть шатуны вместе с поршнями. Поршневые пальцы вынимают после удаления стопорных колен;
  • вынуть коленчатый вал вместе с крышкой, не допуская повреждения деталей;
  • разобрать коленчатый вал.

Монтаж компрессора необходимо производить в обратном порядке. При этом необходимо убедиться, что все изношенные детали заменены новыми и нарезка на крепежных деталях удовлетворительная. Шпильки, винты, болты, гайки, пробки и т. п. необходимо завернуть плотно и предохранить от самоотворачивания.

Перед монтажом следует все детали вымыть в обезвоженном керосине или бензине и просушить. В деталях необходимо проверить наличие и чистоту предусмотренных отверстий и канавок, без которых невозможна правильная циркуляция смазки. Плотность соединений, имеющих прокладки, должна быть полностью обеспечена.

В процессе сборки, после установки на место отдельных вращающихся узлов, их необходимо от руки приводить в движение для того, чтобы убедиться в отсутствии перекосов и заклиниваний. При постановке поршней в цилиндры следует соответствующим приспособлением сжагь поршневые кольца, иначе они могут упереться в край цилиндра и получить при этом повреждения. Замки поршневых колец не должны быть расположены все в одной осевой плоскости и по одну сторону от оси поршня.

По окончании сборки проверяют от руки вращение вала и движение всего механизма. Если не обнаружено заклинивания, толчков .и ударов, можно сборку считать удовлетворительной.

Неисправности, повреждения компрессора и способы их устранения приведены в табл. 4.

Неисправности и повреждения Причина возникновения Способ устранения
Перегрев подшипников Плохая обработка трущихся поверхностей Проверить пригонку
Перекос, сильно затянутые болты Устранить перекос, ослабить затянутые болты
Отсутствие или недостаток смазки Проверить подачу масла. Заменить грязное масло свежим
Грязное масло Промыть корпус и налить свежее масло
Перегрев цилиндров, клапанов и крышки клапанов Отсутствие или недостаток смазки Проверить подачу масла
Неправильная работа поршня и поршневых колец вследствие перекоса поршня на пальце шатуна Устранить перекос, поставить новые поршневые кольца
Стук в компрессоре Эллипс у шатунных шеек коленчатого вала Проверить шейки
Разработаны головки шатунов Вынуть соответствующее количество прокладок и подтянуть
Ослабление болтов крышки головки шатуна Подтянуть болты
Заедание поршневых колец вследствие плохой смазки и нагара Заменить смазку, удалить нагар
Износ шариковых подшипников Заменить новыми
Ослабление пальца во втулке шатуна или в поршне Поставить новый палец и втулку с увеличенными диаметрами
Ослабление втулки пальца в шатуне Поставить новую втулку с увеличенным диаметром
Поломка пластин клапанов Поставить новые клапаны
Поломка какой-либо детали компрессора Немедленно остановить компрессор. Сломанные детали заменить новыми
Сработались по ширине поршневые кольца Поставить новые поршневые кольца
Снизилась производительность Поломка клапанных пластин Заменить новыми
Нагар на клапанных пластинах и седлах Удалить нагар
Выбоины на седлах клапанов или клапанных пластинах Прошлифовать клапанные доски, сменить пластины
Задиры на рабочей поверхности цилиндра или большая выработ-( ка цилиндров Прошлифовать цилиндры, поставить новые поршневые кольца
Сработались поршневые кольца Поставить новые
Неплотное соединение цилиндра и крышки клапанов с клапанами.Пробило прокладку Заменить прокладку, собрать плотно
Недостаток смазки Выяснить причину и устранить ее; добавить смазку
Выбрасывание масла в воздухопровод Изношенные поршневые кольца, выработка в цилиндре — эллипс Поставить новые кольца, устранить эллипс
Падает конечное давление сжатого воздуха Пропускают поршневые кольца Сменить поршневые кольца
Неисправность клапанов Осмотреть клапаны, если требуется, исправить
Загрязнение воздушного фильтра Прочистить воздушный фильтр
Нет подачи масла В корпусе мало масла Налить в корпус свежее масло
Засорение смазочных отверстий Прочистить смазочные отверстия

 

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.