Ниже приведены основные технические данные тяговых двигателей, расщепителей фаз и вспомогательных машин.

Тяговый двигатель типа РТ-51Д имеет следующие технические данные:

Напряжение на коллекторе номинальное.......................................... 825 в
Изоляция по отношению к корпусу на напряжение ................................ 2 000 в
Класс изоляции................................................................ В
Коэффициент пульсации тока.................................................... не более 35%
Постоянное ослабление поля.................................................... 7,5%
Нормальное поле............................................................... 92,5%
Ослабленное поле (промежуточная ступень)...................................... 53,5%
Ослабленное поле.............................................................. 32%

Часовой режим

Мощность:
При ослабленном поле 53,5%................................................... 160 квт
При ослабленном поле 32%..................................................... 180 квт
Ток:
При ослабленном поле 53,5%................................................... 215 а
При ослабленном поле 32%..................................................... 240 а
Скорость вращения якоря:
При нормальном поле.......................................................... 700 об/мин
При ослабленном поле 53,5%................................................... 960 об/мин
При ослабленном поле 32%..................................................... 1 200 об/мин
Коэффициент пульсации тока:
При ослабленном поле 53,5%................................................... 27,5%
При ослабленном поле 32%..................................................... 26%
Коэффициент полезного действия:                        
При нормальном поле.......................................................... 87,75%
При ослабленном поле 32%..................................................... 91,8%

Длительный режим

Мощность:
При нормальном поле.......................................................... 90 квт
При ослабленном поле 53,5%................................................... 125 квт
при ослабленном поле 32%..................................................... 140 квт
Ток:
При ослабленном поле 53,5%................................................... 165 а
При ослабленном поле 32%..................................................... 185 а
Скорость вращения якоря:
При ослабленном поле 53,5%................................................... 1 080 об/мин
При ослабленном поле 32%..................................................... 1 400 об/мин
Коэффициент пульсации тока:
При ослабленном поле 53,5%................................................... 31%
При ослабленном поле 32%..................................................... 28,5%
Максимальная скорость вращения якоря......................................... 2 080 об/мин
Способ вентиляции............................................................ самовентиляция
Подвеска..................................................................... опорно-рамная
Количество полюсов:
Главных...................................................................... 4
Дополнительных............................................................... 4
Зазоры между:
Главными полюсами и якорем................................................... 4,75 мм
Дополнительными полюсами и якорем............................................ 6,5 мм
Вес двигателя................................................................ 2 000 кГ
Вес на единицу мощности...................................................... 11,1

Главные полюса

Число витков катушки......................................................... 68
Размеры меди................................................................. 1,95x22
Соединение катушек........................................................... последовательное
Сопротивление обмотки при t° = 20° С......................................... 0,130 ом
Класс изоляции............................................................... В
Вес.......................................................................... 300 (310) кг

Дополнительные полюса

Число витков катушки......................................................... 37
Размеры меди................................................................. 3,05x26,3 мм
Соединение катушек........................................................... последовательное
Сопротивление обмотки при t° = 20° С......................................... 0,021 ом
Класс изоляции............................................................... В

Якорь

Внешний диаметр.............................................................. 520 мм
Длина железа................................................................. 230 мм
Число пазов.................................................................. 47
Размеры паза................................................................. 13,8x43 мм
Тип обмотки.................................................................. волновая
Сопротивление обмотки при t° = 20° С......................................... 0,053 ом
Размеры провода марки МГМ.................................................... 1,81X14,5 мм
Класс изоляции............................................................... В
Шаг:
По пазам..................................................................... 1-12
По коллектору................................................................ 1 —118
Диаметр коллектора........................................................... 460 мм
Число коллекторных пластин................................................... 235
Глубина продорожки........................................................... 1—1,5 мм
Толщина коллекторного миканита............................................... 1,2 мм
Испытательное напряжение..................................................... 5 500 в
Испытательная скорость вращения якоря........................................ 2 500 об/мин
Количество щеткодержателей................................................... 4
Количество щеток в одном щеткодержателе...................................... 2

Щетки

Марка........................................................................ ЭГ-2А
Размеры...................................................................... 12,5x32x50 мм
Минимальная высота........................................................... 30 мм
Давление на щетку............................................................ 1,7—2,4 кГ

Подшипники

Со стороны коллектора........................................................ радиально-упорный №ЗН 62417К1
Со стороны привода........................................................... радиальный ЗН 32419
Смазка (марка)............................................................... 1-ЛЗ
Вес якоря.................................................................... 670 кг

Продольный и поперечный разрезы тягового двигателя РТ-51Д показаны на рис. 112 и 113.

Расщепители фаз (АРФ) типов РФ-1А и РФ-1B имеют следующие технические данные: 

Напряжение однофазное, номинальное........................................... 220 в
Напряжение максимальное в течение 1ч......................................... 260 в
Частота...................................................................... 50 гц
Число полюсов................................................................ 4
Мощность максимальная подключаемых к расщепителю фаз трехфазных двигателей... 18 квт
Токи номинальные статора по фазам: 
О—С1......................................................................... 109 а
О—С2......................................................................... 58 а
О—СЗ......................................................................... 132 а
К.п.д........................................................................ 0,84
Коэффициент ассимметрии напряжений при полной нагрузке....................... не более 3,3%
Ток холостого хода........................................................... не более 74 а
Потери на холостом ходу...................................................... около 2 квт
Скорость вращения............................................................ 1 495 (1 470) об/мин
Диаметр ротора............................................................... 224 мм
Длина пакета ротора.......................................................... 148 мм
Рис. 1. Планировка внутренних помещений головного (а) моторного (б) вагонов:

Рис. 112. Продольный разрез тягового двигателя РТ-51Д: 1 — остов; 2 —якорь; 3 — шайба упорная; 4 — передняя крышка; 5 — радиально-упорный роликоподшипник; 6 — передний подшипниковый щит; 7 — щеткодержатель; 8 — катушка главного полюса; 9 — стержень главного полюса; 10 — сердечник главного полюса; 11 — пружинный фланец; 12 — задний подшипниковый щит; 13 — радиальный роликоподшипник; 14 — задняя крышка; 15 — катушка дополнительного полюса; 16 — полюсный болт; 17 — сердечник дополнительного полюса; 18 — стержень дополнительного полюса

Верхняя обмотка ротора

Количество стержней.......................................................... 60
Диаметр стержней............................................................. 6 мм

Нижняя обмотка ротора

Количество стержней.......................................................... 30
Диаметр стержней............................................................. 8 мм
Передний шариковый подшипник................................................. № 312
Задний роликовый подшипник................................................... № 32312
Смазка подшипников........................................................... 1-Л3
Рис. 113. Поперечный разрез тягового двигателя РТ-51Д:

Рис. 113. Поперечный разрез тягового двигателя РТ-51Д: 1 — текстолитовые прокладки; 2 — крышка нижнего коллекторного люка; 3 — крышка бокового коллекторного люка; 4 — крышка верхнего коллекторного люка; 5 — выводные провода

Статор

Внутренний диаметр .......................................................... 225,4 мм
Длина........................................................................ 150 мм
Толщина стали сердечника..................................................... 0,5 мм
Число пазов.................................................................. 48
Площадь паза................................................................. 250 мм2
Воздушный зазор между статором и ротором..................................... 0,7 мм

Данные обмоток статора расщепителя фаз приведены в табл. 56.

Таблица 56 Технические данные обмоток статора

Показатели Двигательная обмотка Генераторная обмотка
Фаза А (0 — С1) Фаза С (0—C3) Фаза В (0 — С2)
Тип обмотки Двухслойная
Диаметр меди провода марки ПСД, мм 1,81 1,81 1,81 (1,68)
Сечение меди, мм2 2,57 2,57 2,57
Число параллельных проводов 3 3 2
Число параллельных ветвей 2 2 2
Полное число витков 42 (40) 36 (38) 64 (56)
Сопротивление обмотки при t° = 20° С, ом 0,043 0,091 (0,041) 0,038 (0,066)
Ток, а 109 132 58
Рис. 114. Расщепитель фаз типа РФ-1А:

Рис. 114. Расщепитель фаз типа РФ-1А: 1— остов; 2 — передний подшипниковый щит; 3 — крышки подшипников; 4 — шариковый подшипник; 5 — коротко замыкающие кольца обмотки ротора; 6 — лапы для крепления под вагоном; 7 — сердечник статора: 8 — медные стержни обмотки ротора; 9 — сердечник ротора; 10 — шпонка; 11—обмотка статора; 12 — вентилятор; 13 — задний подшипниковый щит; 14 — нажимные шайбы ротора; 15 — вал ротора; 16 — подшипник роликовый; 17 — вентиляционные отверстия; 18 — патрубок вывода проводов; 19 — заземляющий болт; 20 — вентиляционный патрубок забора воздуха

Общий вид расщепителя фаз типа РФ-1А и его детали показаны на рис. 114—116.

Рис. 115. Сечение паза для обмотки статора расщепителя фаз

Рис. 115. Сечение паза для обмотки статора расщепителя фаз

Рис. 116. Сечение пазов для обмотки ротора расщепителя фаз

Рис. 116. Сечение пазов для обмотки ротора расщепителя фаз

Технические данные электродвигателей вентиляторов, электронасосов и компрессоров приведены в табл. 57—59.

Таблица 57  Технические данные электродвигателей вентилятора реактора (ДВР), вентиляторов вагонов (ДВ1, ДВ2), трансформатора (ДВТ), выпрямительной установки (ДВВ1, ДВВ2) и насоса трансформатора (ДНТ)

Показатели Тип электродвигателя
АОМ22-2 АОМ32-4 АОМ41-4 АОМ32-2
Назначение в схеме ДВР ДВ1,ДВ2 ДВТ,ДВВ1,ДВВ2 ДНТ
Мощность номинальная, квт 1,0 1,5 2,2 2,2
Ток номинальный при симметричном напряжении 220 в, а 3, 78 7, 62 9, 75 8, 44
К.п.д. 0,81 0,70 0,75 0,78
Коэффициент мощности 0,86 0,74 0,79 0,88
Скорость вращения, об/мин 2 850 1 390 1 420 2 850
Кратность пускового тока 6,3 4,0 4,7 5,0
Кратность пускового момента 2,7 1,9 1,5 1,5
Подшипники
Со стороны конца вала П304 П305 П306 П305
С противоположной стороны П303 П305 П306 П305
Габаритные размеры (рис. 117), мм:
длина А 339 402 406 402
ширина Б 170 200 238 200
высота В 217 240 285 240
Марка провода ПЭВ-2 ПЭТ-КСО ПЭТ-КСО ПЭТ-КСО
Диаметр неизолированного провода , мм 0,69 0,74 0,96 0,77
Число эффективных проводников в пазу 76 71 47 48
Допустимое превышение температуры, °C 65 130 130 130
Сопротивление фазы при t°= 15°С, ом 6,82 4,98 3,21 4,00
Шаг по пазам 1—12,2—11 1—8,2—7 1—12,2—11 1-12,2-11
Вес провода, кг 1,48 1,52 2,72 1,42
Вес двигателя, кг 13 23,5 30,5 23,5
Рис. 117. Электродвигатель серии АОМ:

Рис. 117. Электродвигатель серии АОМ: 1 — коробка выводов; 2 — кожух вентилятора; 3 — лапы для крепления двигателя; 4 — остов; 5 — пробка отверстия для слива конденсата; 6 фланец; 7 — вал

Для вентиляции пассажирского помещения применяются вентиляционные агрегаты, состоящие из двигателя АОМ32-4 и центробежного вентиля-тора ЦМВ, имеющего производительность 4 000 м3/ч при давлении 0,0035 ат и скорости вращения 1 390 об/мин.

Электронасос типа ЭЦТ16-10 имеет следующие технические данные:

Двигатель.................................................................... трехфазный,асинхронный
Напряжение номинальное....................................................... 220/381 в
Ток номинальный ............................................................. 3,5/2 а
Скорость вращения............................................................ 2 900 об/мин
Производительность насоса.................................................... 16 м3/ч
Напор........................................................................ 10±5 мм вод. ст.
Температура масла............................................................ от 4-15 до 4-80° С
Габаритные размеры насоса:
длина........................................................................ 360 мм
ширина....................................................................... 306 мм
высота....................................................................... 336 мм
Вес.......................................................................... 55 кг

Электронасос (рис. 118) должен быть полностью заполнен трансформаторным маслом и из него удален воздух — только при таком условии насос может быть пущен в работу. Электронасос имеет внутреннюю систему циркуляции масла, что приводит к интенсивному охлаждению статора и обеспечивает смазывание подшипников.

Технические данные электрокомпрессоров приведены в табл. 58.

Таблица 58 Технические данные электрокомпрессоров (ДК)

Показатели ЭК-7П ЭК-7В
Тип электродвигателя АОСВ-72-6 АОСВ-72-6
Род тока переменный трехфазный
Напряжение номинальное, в 220/381 220/381
Частота, гц 50 50
Мощность, квт
номинальная 14 5
потребляемая 8,1 4,7
Ток при симметричном напряжении 220 в, а 53,5 28
Скорость вращения якоря, об/мин 900 975
Режим работы ПВ=35% ПВ=50%
Производительность компрессора, л/мин 700 580
Скорость вращения коленчатого вала, об/мин 660 540
Передаточное число редуктора 1,36 1,81
Рабочее давление сжатого воздуха, кг/см2 8 8
Диаметр цилиндров, мм 112 112
Ход поршня, мм 92 92
Вес, кг 447 428

Общий вид и габаритные размеры электрокомпрессора типа ЭК-7В показаны на рис. 119.

Основные данные электродвигателя постоянного тока П-31 вспомогательного компрессора ЗИЛ-150 для подъема токоприемника (ДВК) и вентилятора ВН-8 (ВК) с однофазным электродвигателем переменного тока приведены в табл. 59.

Рис. 118. Электронасос типа ЭЦТ-16-10:

Рис. 118. Электронасос типа ЭЦТ-16-10: 1— рабочее колесо; 2 — ротор; 3 — статор; 4— направляющие лопатки корпуса; 5 — подшипник; 6 — клеммная коробка; 7 — всасывающий патрубок

Рис. 119. Общий вид и габаритные размеры электрокомпрессора типа ЭК-7В:

Рис. 119. Общий вид и габаритные размеры электрокомпрессора типа ЭК-7В: 1— корпус; 2 — коленчатый вал; 3— нижняя головка шатуна; 4 — бронзовая втулка верхней головки шатуна; 5— поршень; 6 — блок цилиндров; 7, 8 — всасывающий и нагнетательный клапаны; 9 — крышка клапанов; 10 — шатун; И, 12 — стопорные винты регулировочных отверстий; 13 — бронзовая втулка; 14, 15 — блок шестерен редуктора; 16 —эксцентриковая ось редуктора; 11— масляные каналы эксцентриковой оси; 18— опорная шейка эксцентриковой оси; 19— подшипник; 20 — маслоразбрызгиватели; 21 — подшипник передней крышки; 22 — крышка; 23— шестерня коленчатого вала; 24 — шестерня электродвигателя

Таблица 59 Основные данные электродвигателей П-31 и ВН-8

Показатели Тип электродвигателя
П-31 ВН-8
Мощность, квт 0,7 0,025
Напряжение номинальное, в 110 220
Ток номинальный, а 8,7
Скорость вращения, об/мин 1 000 2 750
Производительность вентилятора, м3/мин 7
К.п. д., % 74
Вес, кг 54,5 0,85

Схемы соединения выводных проводов тяговых двигателей и вспомогательных машин электропоездов ЭР9 и ЭР9П приведены на рис. 120—125.

Рис. 120. Схема соединения выводных проводов тяговых двигателей на моторных вагонах электропоездов ЭР9 и ЭР9П

Рис. 120. Схема соединения выводных проводов тяговых двигателей на моторных вагонах электропоездов ЭР9 и ЭР9П

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.