Делитель напряжения с генератором управления (динамотор-генератор) ДК-604Б (рис. 30 и 31) электропоезда ЭР1 по своей конструкции во многом подобен делителю напряжения ДК-601Г с генератором ДК-405Б, устанавливаемому на секциях СР3. Сравнительные технические данные этих машин приведены в табл. 7.

Динамотор предназначен для привода генератора управления, расположенного на одном валу с ним, и является делителем напряжения для питания двигателя компрессора напряжением 1 500 в. Динамотор является четырехполюсной машиной со смешанным возбуждением, с дополнительными полюсами, с двумя коллекторами и двумя обмотками якоря, соединенными последовательно.

Рис. 30. Продольный разрез динамотора-генератора ДК-604Б

Рис. 30. Продольный разрез динамотора-генератора ДК-604Б

Рис. 31. Поперечный разрез динамотора-генератора ДК-604Б

Рис. 31. Поперечный разрез динамотора-генератора ДК-604Б: а—динамотор; б — генератор

Технические данные динамотора-генератора ДК-604Б и динамотора ДК-601Г с генератором ДК-405

Параметры ДК-604Б Динамотор ДК-601 Г Генератор ДК-405Б
Динамотор Генератор
Мощность в кВт 10,4 8,5 5,5 4.5
Напряжение в В 3 000 50 3 000 50
Ток в А 4,7 170 2,65 90
Скорость вращения, в об/мин 950 950 1 000 1 000
Максимальная скорость вращения в об/мин 1 675 1 675 1 675 1 675
Режим работы Длительный
Вентиляция Самовентиляция подъякорная и наружный обдув Самовентиляция Закрытая обдуваемая машина Закрытая машина
Вес в кг 1 200 1 060
Рис. 32. Схема соединений обмоток и расположения выводов динамотора ДК-604Б

Рис. 32. Схема соединений обмоток и расположения выводов динамотора ДК-604Б: а - вид со стороны генератора; б - вид со стороны вентилятора; в - выводные провода

Рис. 32. Схема соединений обмоток и расположения выводов динамотора ДК-604Б

Схема соединений обмоток изображена на рис. 32. Динамотор работает с постоянно включенным демпферным сопротивлением 72 ом.

Генератор служит для питания: цепей управления, освещения двигателей вентиляторов и зарядки аккумуляторной батареи; он представляет собой четырехполюсную машину параллельного возбуждения без добавочных полюсов. Так же как у генератора ДК-405, якорь с коллектором запрессовывается на выступающий конец вала двигателя, а станина с полюсами, щитом и траверсой устанавливается на выступе подшипникового щита двигателя. В отличие от генератора ДК-405 вследствие большой величины номинального тока (170 а) коллектор имеет увеличенную длину и на каждом пальце траверсы установлено по два щеткодержателя. На рис. 33 изображена схема соединений обмоток и расположение выводов генератора.

В табл. 8 приведены некоторые конструктивные и обмоточные данные динамотора-генератора ДК-604Б.

Почти двойное увеличение мощности динамотора-генератора, установленного на поезде ЭР1, по сравнению с динамотором ДК-601 достигнуто в основном благодаря введению самовентиляции и установке дополнительных полюсов. Воздух из пассажирского помещения забирается комбинированным вентилятором (с двусторонними лопатками) через патрубок переднего подшипникового щита, продувается через генератор, охлаждая его коллектор, якорь и катушки, затем поступает по каналам во внутренние части коллекторов и якоря динамотора и выбрасывается наружу. Проникновению наружного вбздуха на поверхности коллекторов и якоря высоковольтной части машины для предотвращения их увлажнения и загрязнения препятствуют узкие щели между нажимными конусами коллекторов и траверсами щеткодержателей.

В динамоторе со стороны вентилятора установлен роликовый подшипник №32413Г, а с противоположной стороны —шариковый подшипник № 315. Якорь генератора, установленный консольно на валу двигателя, подшипников не имеет. Марка смазки подшипников такая же, как и у тягового двигателя ДК-106Б.

Рис. 33. Схема соединений обмоток и расположение выводов генератора

Рис. 33. Схема соединений обмоток и расположение выводов генератора

Конструктивные и обмоточные данные динамотора-генератора ДК-604Б

Параметры Динамотор Генератор
Якорь
Диаметр сердечника в мм 362 282
Длина сердечника в мм 150 80
Воздушный зазор сердечника в мм 2,5 2,2
Диаметр коллектора сердечника в мм 310 232
Длина рабочей части коллектора в мм 32 88
Число коллекторных пластин 315X2 107
Число пазов 45 27
Тип обмотки Волновая Волновая
Обмоточный провод ПЭЛШД ∅0,86 мм МГМ 1,56x5,9 мм
Число проводников 2520X2 214
Сопротивление обмотки при 20° в ом 9,6 0,0186
Класс изоляции А В
Катушки параллельного возбуждения
Число катушек 4 4
Число витков в катушке 11 900 510
Обмоточный провод ПЭЛШД ∅0,31 мм ПБД ∅ 2,26 мм
Общее сопротивление катушек при 20° в ом 7 700 4,65
Класс изоляции А А
Катушки последовательного возбуждения
Число катушек 4
Число витков в катушке 228
Обмоточный провод ПБД ∅ 2,1 мм
Общее сопротивление катушек при 20° в ом 2,7
Класс изоляции А
Катушки дополнительных полюсов
Число катушек 4
Число витков в катушке 350
Обмоточный провод ПБД ∅ 2,1 мм
Об нее сопротивление катушек при 20° в ом 3,3 -
Класс изоляции А
Щеткодержатели
Число щеточных пальцев 4x2 4
Число щеток -4X2 8
Марка щеток ЭГ-2А ЭГ-2А
Размеры щеток в мм 8x25x50 16X32X32
Давление па щетки в кг 0,7-0,8 1—1,2

РВЗ

Руководства по эксплуатации, электрические схемы и их описание, пневматические схемы, памятки и литература самиздата, документация по компонентам электропоездов Рижского Вагоностроительного Завода (РВЗ).

ЦДМВ

Подборка железнодорожной литературы, нормативной и правовой документации, руководящих приказов и указаний.

Купить etrain.su

Приобрести доменное имя etrain.su в магазине доменов RU-Center. Вместе с доменом будет предоставлена копия данного Интернет-сайта: 575 публикаций, 1980 изображений.

Ограниченная ответственность. Материалы, размещенные на этом Интернет-сайте взяты из открытых источников и размещены на безвозмездной основе. Копирование информации из одного открытого источника в другой не является нарушением авторских и смежных прав.

2023 © Максим Веселов. Все права защищены. Сетевое издание «Электрическая и тепловая тяга (ЭТТ)», зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-886984 от 19.03.2024 г.